Древние китайцы, индусы, персы, израильтяне, также как египтяне и греки, создали свои мифы о происхождении музыкального искусства и использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях.
Анализируя различные научные теории о первооснове музыкального искусства, можно отметить существенные расхождения во взглядах учёных.
Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась философом–гуманистом Жан-Жаком Руссо и Гербертом Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать, а позже, абстрагируясь, интонации речи были переложены на инструменты.
Другая теория – Чарльза Дарвина – рассматривает музыку как явление узкобиологического порядка, порождаемое половым подбором. Эта теория основывается на естественном отборе и выживании наиболее приспособленных организмов. Она даёт возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов.
Однако, на наш взгляд, эти чисто физиологические объяснения происхождения музыки являются односторонними.
Наиболее объективно и полно отражает сложную сущность феномена зарождения музыкального искусства теория австрийского музыковеда конца XIX - начала ХХ века Рихарда Валлашека. По его мнению, музыка неразрывно связана с танцем, и главным элементом наиболее архаической музыки является ритм. На основе большого фактического материала он выводит происхождение музыки из «магических» танцев пантомимического характера, имеющих большое производственное и сакральное значение для первобытных племён. Её подтверждением служат музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.
Телесность музыки подчеркивают уже сами слова и термины, ее обозначающие. Так, древнеегипетское слово «петь» буквально обозначало «производить рукой музыку» и записывалось иероглифом в виде схематического изображения предплечья и кисти руки. Древнегреческие определения стихотворных ударений «арсис» и «тезис» происходили от движения ноги и обусловливались изначальным синкретизмом музыки, слова и телесного движения.
Всё вышеуказанное указывает на то, что музыкальный звук добывается только в результате физических мускульных усилий, что подтверждает неразрывное единство музыки и движения.
Педагогические заметки:
Педагогика Марии Монтессори
Мария была единственным ребенком Алессандpо и Рейнильде Монтессори, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобл ...
Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...
Особенности фонетических нарушений речи дошкольников
Многие ученые пришли к выводу, что для того, чтобы речь развивалась нормально, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, слух, зрение, обладать достаточной психической активностью и потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окруж ...