Древние китайцы, индусы, персы, израильтяне, также как египтяне и греки, создали свои мифы о происхождении музыкального искусства и использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях.
Анализируя различные научные теории о первооснове музыкального искусства, можно отметить существенные расхождения во взглядах учёных.
Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась философом–гуманистом Жан-Жаком Руссо и Гербертом Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать, а позже, абстрагируясь, интонации речи были переложены на инструменты.
Другая теория – Чарльза Дарвина – рассматривает музыку как явление узкобиологического порядка, порождаемое половым подбором. Эта теория основывается на естественном отборе и выживании наиболее приспособленных организмов. Она даёт возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов.
Однако, на наш взгляд, эти чисто физиологические объяснения происхождения музыки являются односторонними.
Наиболее объективно и полно отражает сложную сущность феномена зарождения музыкального искусства теория австрийского музыковеда конца XIX - начала ХХ века Рихарда Валлашека. По его мнению, музыка неразрывно связана с танцем, и главным элементом наиболее архаической музыки является ритм. На основе большого фактического материала он выводит происхождение музыки из «магических» танцев пантомимического характера, имеющих большое производственное и сакральное значение для первобытных племён. Её подтверждением служат музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.
Телесность музыки подчеркивают уже сами слова и термины, ее обозначающие. Так, древнеегипетское слово «петь» буквально обозначало «производить рукой музыку» и записывалось иероглифом в виде схематического изображения предплечья и кисти руки. Древнегреческие определения стихотворных ударений «арсис» и «тезис» происходили от движения ноги и обусловливались изначальным синкретизмом музыки, слова и телесного движения.
Всё вышеуказанное указывает на то, что музыкальный звук добывается только в результате физических мускульных усилий, что подтверждает неразрывное единство музыки и движения.
Педагогические заметки:
Понятие ритмопластики в современной психологической литературе
По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «ритмопластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, в ...
Виды чтения
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. ...
Использование мультимедийных технологий в образовании
Мультимедийные технологии (мультимедиа от англ. multi - много, media - среда) являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими в ...