От чего же зависит здоровье человека? По мнению СВ. Попова и О.В. Перекатьева, если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% – от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% – от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
В этой связи важную помощь родителям и педагогам в организации природосообразного развитию ребенка образа жизни могут оказать знания из нейропсихологии. На сегодняшний день существует немало книг по детской нейропсихологии, содержание которых доступно и понятно даже рядовому родителю, никогда ранее не сталкивающемуся в жизни с научной психологией. Достаточно назвать таких авторов, как А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Л.С. Цветкова, книги которых полезно читать не только родителям, но и педагогам, воспитателям в школах и других образовательных и воспитательных учреждениях.
Утомление школьников может происходить по разным причинам. Полностью избежать утомления, возникающего вследствие всякой более или менее продолжительной работы, не удается, да и нецелесообразно, так как только интенсивная деятельность обеспечивает полноценное функционирование и развитие растущего организма. Возрастной интервал от 7 до 10 лет объединяет школьников первых трех классов. В это время развиваются и совершенствуются те физиологические механизмы, которые сформировались в процессе полуростового скачка. Следовательно, необходимо так дозировать эту деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезало за время отдыха; если этого не происходит, то оно накапливается и приводит к переутомлению.
Как отмечают А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова, многие дети большую часть учебного времени находятся в состоянии крайней усталости, поэтому заставлять их в каникулы учить математику или заниматься русским просто жестоко. А если он начинает учиться через силу, то начинает болеть. Нейропсихологи говорят: прежде чем дополнительно заниматься тем или иным предметом с отстающим ребенком, надо выяснить причины этого отставания. Часто наблюдается такая ситуация: чем больше ребенок учит предмет, тем хуже его успехи. Обычно перегрузку вызывает именно тот вид деятельности, который с трудом дается человеку. Мозг не справляется с поставленной задачей, отсутствие положительного результата приводит к понижению самооценки и психологическому дискомфорту.
Современные дети в массе своей не могут учиться так же, как их родители, а тем более как их бабушки и дедушки. Поэтому для их успешного обучения надо искать подходящие варианты, необходимо к каждому искать индивидуальный подход, докапываться до сути проблемы и помогать ее решать. Следовательно, необходимо учитывать основное требование педагогической валеологии – видеть единство между здоровьем, работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.
Педагогические заметки:
Педагогика: круг изучаемых явлений, связь с другими науками
Воспитание как общественное явление принимает конкретные формы под влиянием педагогических идей, выдвигаемых и развиваемых в ту или иную историческую эпоху, поэтому оно во многом отражает результаты деятельности педагогов и просветителей. Появление педагогики было вызвано потребностью в более эффек ...
Взаимодействие школы и семьи в решении задач трудового воспитания
В современных условиях невозможно представить воспитание лишь в отдельной семье – изолированной от школы. Очень важно организовать процесс воспитания на основе взаимодействия семьи и школы. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения ребенка в разнообразные педагогически организованные виды обществ ...
Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в
учебной деятельности младших школьников
Модель включает три функциональные подсистемы: - информационно-аналитическую, определяющую направления анализа информационного потока, отбора и конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса; - экспертно ...