Анализ современного состояния патриотического воспитания военнослужащих Российской армии по материалам социологических исследований и данных открытой печати

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Анализ современного состояния патриотического воспитания военнослужащих Российской армии по материалам социологических исследований и данных открытой печати

Страница 2

Данные проведенных в 90-е годы социологических исследований динамики смысложизненных ориентаций военных кадров показывают, что место ценностных ориентаций государственно-патриотической направленности, отражающих общенациональные интересы, в иерархии их ценностных ориентаций последовательно снижается. В короткий срок, с 1992 по 1997 год, число патриотически ориентированных офицеров сократилось с 50 до 30%. Данная тенденция сохраняется.

Причем, динамика патриотических ценностей достаточно жестко детерминирована политикой государства в отношении Вооруженных Сил и реально бытующими в обществе идеологическими установками. Так, определенный рост корпоративно-групповых и патриотических ценностей отмечается в 1993-1995 гг., когда государством декларировалась политика на разумное реформирование ВС РФ, а денежное содержание военнослужащих достаточно регулярно выравнивалось относительно среднего уровня оплаты труда в России и роста прожиточного минимума. В этом отражается детерминация ценностных ориентаций военнослужащих социальными условиями и системой идеологических установок, существующих в обществе. Как следствие функционирования в российском обществе либерально-буржуазной экономической и социальной модели, с 1996 года отмечается устойчивый рост материальных (меркантильных) мотиваций к службе у военных кадров и последовательное снижение места и значимости в иерархии ценностных ориентаций военно-корпоративных и патриотических общенациональных ценностей. В курсантской среде, в силу указанных ранее причин, некоторое повышение ценностных ориентаций военно-корпоративной направленности происходит с запаздыванием на 2 года, начавшись в 1997 году. В целом, общая направленность динамики патриотизма в 90-е годы неизменна. Если в неблагополучном для СССР 1990 году, когда афганская война закончилась военно-политическим поражением, уже в течение двух лет шли вяло текущие национальные конфликты, и завершилась идеологическая подготовка смены общественного строя, число патриотически ориентированных курсантов составляло около 28%, то в настоящее время - 25%. И это циклический рост, число патриотов в 1996 году составляло до 17% опрашиваемых, а указанный рост общенациональных и военно-корпоративных ценностей повторил аналогичный в офицерской среде, но с запозданием на два года. В 1999 году произошло снижение указанного показателя в связи со значительным ухудшением социального положения офицеров и ростом информационно-психологического давления СМИ. С приходом В.В. Путина отмечен рост патриотических настроений, но данное состояние общественного сознания до сих пор не востребовано.

Социальные последствия функционирования современной системы ценностных ориентаций, в которой преобладают меркантильные ценности, как элемента системы воспитания военнослужащих я рассматрел в нескольких аспектах:

1. Социальный аспект. Рост материальных (меркантильных) мотиваций в смысложизненных ценностях военнослужащих объективно привел к чрезмерному оттоку молодых офицеров из ВС РФ (за годы реформ уволилось 70% молодых офицеров). По существу речь идет о процессе дезинтеграции военных кадров как социальной группы. Система подготовки военных кадров стала чрезвычайно затратной. Снизилась духовность, идет рост прагматических мотиваций ратного труда.

2. Военно-профессиональный аспект. Снижение патриотических ценностных мотиваций привело к значительному снижению морального потенциала ВС РФ, о чем объективно свидетельствует опыт боевых действий в Чечне. В моральном компоненте боевого потенциала ВС РФ патриотические ценности - основополагающие, уменьшение их значимости в смысложизненных ценностях офицеров объективно ведут к его снижению. Значительно сократилось число офицеров, которые военную профессию определяют для себя, как пожизненное занятие (60% задумываются о смене профессии, причастность к важному делу по защите Отечества отмечают только 26%) Сегодня ВС РФ, по словам С. Караганова, - мертвая армия.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Диагностика уровня сформированности речевых умений на уроках
Выполняя анализ теоретических источников, мы проверили их в ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе эксперимента. Нами был проведен констатирующий эксперимент в средней общеобразовательной школы №3 в 6 «Б» классе г. Ростова-на-дону. Количество учащихся в группе английского язык ...

Основные мыслительные умения учащихся
Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подх ...

Взаимосвязь школы и семьи в профориентации
Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного члена общества. Более того, личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают усло ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru