Методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения.
Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чешским педагогом XVII в. Я.А. Коменским. Цель обучения по Коменскому - вооружить детей всесторонними знаниями и научить применять их в жизни. Чувственное восприятие окружающего мира в процессе систематических наблюдений за природными явлениями Коменский считал основой познания мира.
Изучая педагогическую систему Я.А. Коменского, можно выделить в ней следующие положения:
- природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества;
- дошкольнику дается система научных знаний о природе, доступная его пониманию;
- изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности, движения от простого к сложному с учетом активности и сознательности;
- ознакомление с природой проходит по руководством взрослых.
Французский философ XVII века Ж.Ж. Руссо был идеологом свободного воспитания, основой которого является принцип природосообразности. В его системе природе отводилась ведущая роль в воспитании детей.
Руссо подчеркивал особое значение природы в сенсорном воспитании детей, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственно достоверный источник познания, развития ума ребенка, его пытливости и активности. Он видел в природе также огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания: здесь ребенок находит приемы для нравственных поступков.
Большой вклад в становление методики ознакомления детей с природой внес швейцарский педагог XVIII - начала XIX века И.Г. Песталоцци. Он, как и Руссо, считал, что детей необходимо учить и воспитывать, основываясь на принципе природосообразности. По теории Песталоцци изучение явлений природы должно проходить с помощью наблюдений. Выделение существующих свойств в наблюдаемых предметах и явлениях, их осмысление и выражение в речи составляют основу логического мышления.
Важным для современного понимания использования природы в воспитании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы со стороны взрослых. Без помощи воспитателя ребенок не способен разобраться во всем многообразии окружающего мира.
Фридрих Фребель, ученик и исследователь И.Г. Песталоцци, - крупный представитель буржуазной педагогики первой половины XIX века. Он создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания. Фребель не представлял себе жизни ребенка без тесной связи с природой, считал ее важным средством всестороннего воспитания детей. По его мнению, постоянные наблюдения, изучение явлений живой и неживой природы развивают у дошкольников наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать. Уход за растениями и животными Фребель рассматривал как важный источник знаний и опыта, как действенное средство нравственного воспитания.
Для развития нравственных качеств личности дошкольника, трудовых умений и навыков он рекомендовал создавать в детском саду участки.
Характеризуя взгляды итальянского буржуазного педагога конца XIX - первой половины XX века М. Монтессори на природу, необходимо отметить, что ею признавалось огромное влияние природного окружения на физическое воспитание ребенка и развитие у него любознательности. Природа - незаменимое средство сенсорного воспитания. В процессе наблюдений и труда в природе у детей воспитываются положительные моральные качества, заботливое отношение к живым существам.
В системе Монтессори природа выступает как фактор религиозно-мистического воспитания дошкольников (созданная всевышним, она должна вдохновлять ребенка чудесами мироздания, дать возможность понять разницу между тем, что создано богом и руками человека).
Большой вклад в становление современной методики ознакомления детей с природой внесли революционеры-демократы и представители русской прогрессивной педагогики XIX века, стоявшие на позициях воспитывающего обучения. Образование и воспитание рассматривалось ими не только как процесс передачи знаний подрастающему поколению, но и как формирование направленности личности ребенка, его отношения к действительности. Повышенный интерес к естествознанию является характерным для передовых людей того времени. Так, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов считали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них материалистического мировоззрения, но и оказывает большое влияние на нравственное и эстетическое развитие. Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, необходимости приучать их рассматривать природные явления в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Педагогические заметки:
Особенности фонетических нарушений речи дошкольников
Многие ученые пришли к выводу, что для того, чтобы речь развивалась нормально, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, слух, зрение, обладать достаточной психической активностью и потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окруж ...
Методические рекомендации
по организации творческой деятельности учащихся в процессе освоения
информационных технологий
Урочная деятельность Творчество – это радость открытий, это когда в давно знакомом WORDe откроешь что-то новенькое, это когда часами бьешься над отладкой программы, которая затем поразит всех. Творческая деятельность учащихся на уроках вполне посильная задача. Причина слабого усвоения учащимся проф ...
Музыкальные способности младенцев. Влияние музыки на
развитие ребенка
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз. Но все эти эксперименты проводились со взрослыми. Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотруд ...