Общее понятие работоспособности. Влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность

Информация о педагогике » Повышение общей физической работоспособности учащихся основной школы на уроках физической культуры » Общее понятие работоспособности. Влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность

Страница 2

При оценке работоспособности и функционального состояния человека необходимо также учитывать его субъективное состояние (усталость), являющееся довольно информативным показателем. Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе прекращает ее. Этим самым предотвращается функциональное истощение различных органов и систем и обеспечивается возможность быстрого восстановления работоспособности человека. А.А. Ухтомский считал ощущение усталости одним из наиболее чувствительных показателей снижения работоспособности и развития утомления. Он писал: «Так называемые субъективные показания столь же объективны, как и всякие другие для того, кто умеет их понимать и расшифровывать. Физиолог более чем кто-либо знает, что за всяким субъективным переживанием кроется физико-химическое событие в организме».

Влияние физических упражнений на физическую работоспособность

Физические упражнения – это естественные или специально подобранные движения, применяемые в ЛФК и физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций, стимулирования работоспособности.

Действие физических упражнений тесно связано с физиологическими свойствами мышц. Каждая поперечнополосатая мышца состоит из множества волокон. Мышечное волокно обладает способностью отвечать на раздражения самой мышцы или соответствующего двигательного нерва, т.е. возбудимостью. По мышечному волокну проводится возбуждение – это свойство обозначают как проводимость. Мышца способна изменять свою длину при возбуждении, что определяется как сократимость. Сокращение одиночного мышечного волокна проходит две фазы: сокращения – с расходованием энергии и расслабления – с восстановлением энергии.

В мышечных волокнах во время работы происходят сложные биохимические процессы с участием кислорода (аэробный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный обмен доминирует при кратковременной интенсивной мышечной работе, а анаэробный – обеспечивает умеренную физическую нагрузку в течение длительного времени. Кислород и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой. Мышечная деятельность связана со всеми органами и системами по принципам моторно-висцеральных рефлексов; физические упражнения вызывают усиление их деятельности.

Физические упражнения осуществляются с одновременным участием и психической, и физической сферы человека. Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов – повышается возбудимость при усилении процессов торможения, развиваются тормозные реакции при патологически, выраженной повышенной возбудимости. Физические упражнения формируют новый, динамический стереотип, что способствует уменьшению или исчезновению патологических проявлений.

Физические упражнения:

– стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокринную систему;

– повышая иммунобиологические свойства, ферментативную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;

– положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;

оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние, формируют компенсаторные функции.

Таким образом, можно заключить, что физические упражнения в целом благодаря воздействию на организм вызывают в его органах и тканях такие изменения, которые и способствуют повышению работоспособности. Вырабатываемые в ходе тренировок гормоны и вещества улучшают общее функциональное состояние, восстанавливая биологические связи внутри организма, способствуют питанию органов и систем. Именно на этом принципе построено улучшение умственной работоспособности за счет физических упражнений: повышенный кровоток после физической нагрузки способен в более короткие сроки доносить до всех органов, в том числе и до мозга кислород и другие питательные вещества, что, собственно, и стимулирует их деятельность.

Но, несмотря на универсальность воздействия физических упражнений, в каждом виде спорта, особенно в части специальной физической подготовки, физические упражнения имеют определенную специфику, что обуславливают и особенности их влияния на организм и стимулирование работоспособности.

Определение физической работоспособности школьников методом индекса Гарвардского степ-теста

Гарвардский степ-тест – метод, определяющий скорость восстановительных процессов после достаточно напряженной мышечной работы, широко используется для оценки физической работоспособности. Достоинством теста является его методическая простота и доступность, попытка в качестве входного воздействия использовать относительно дозированную физическую нагрузку, возможность количественного выражения результатов исследования.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Математическое развитие младших школьников
Новая парадигма образования в РФ характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечива ...

Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов
дезадаптация социальный подросток педагог Одной из серьезных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей и подростков, требующая разработки и внедрения новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения рав ...

Кризисное общество и ценности молодого поколения
«Американская мечта», «Японское чудо», «Величие Франции», «Правь, Британия, морями!» - все это проявления национальной идеи, а без такой высшей идеи не может существовать ни один человек, ни одна нация. Национальной она является потому, что выражает такое важное условие национальной жизни, как пере ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru