Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности современного детства

Информация о педагогике » Современные реалии детства » Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности современного детства

Страница 1

Средства массовой информации - (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

К средствам массовой информации относятся:

ü Печатные издания: газеты, журналы, сборники, бюллетени;

ü Телерадиовещание: радио, телевидение, кинопрограммы,

ü Цифровые издания: электронные версии газет, издания на компакт-диске.

Телевидение и электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от "общения" с телевизором или компьютером? Что противопоставить их власти?

Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, жужжит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, плачут, угрожают человеческими голосами – "живут" рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь.

Ребенок, конечно, адаптируется – а что ему остается? Но воспринимает окружающий его мир как враждебный, страшный. Врачи именно этим объясняют увеличение в последнее время душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх" делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным, или наоборот – агрессивным: ведь он пытается побороть страх, но как это сделать?

Откуда же появляется жестокость в детской душе? Где обычный современный ребенок может увидеть убийство, изнасилование, расчленение трупа, вышедшего из могилы покойника, монстра, беса? Конечно, по телевизору. Такими сценами и героями заполнены триллеры, которыми – под слабый протест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними – увлекаются подростки. Удел их младших братьев и сестер – пока "мультики". Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был "Аленький цветочек", для других – "Чебурашка".

Нынешние смотрят мультфильмы, похожие на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то черепашки – это скорее "крутые парни", которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево. Они напоминают не компанию детей, а подростковую банду. Если шалости Чебурашки с его друзьями остаются детскими и сами они – из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее "адаптироваться" и войти в мир героев "взрослых" боевиков и триллеров – маньяков, убийц, летающих суперменов и вампиров.

Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в ХXI в. будут болезни от телевидения и компьютеров. Какой же вред наносит телевизор детскому здоровью.

Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система.

Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (компьютера) приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.

Но заметнее всего психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: слабеет память; он хуже соображает на уроках в школе, не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана. Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять ему, даже если он критически воспринимает то, что смотрит.

Телевидение “кодирует” поведение ребенка или подростка – заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы, моделирует поведение ребенка. Показывая насилие даже в "мультиках", оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. Люди попали в психологическую зависимость от телевизора: включаешь – и проходят, кажется, тоска и уныние, а если он вдруг сломается – наступает непривычная, пугающая тишина. И выясняется, что все члены семьи разобщены, часто не о чем поговорить, нет желания общаться друг с другом. На этот случай теперь почти во всех домах по два-три телевизора: один сломается – другой включим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Стимулирование трудовых усилий детей родителями
Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование ребенка. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение к необходимости трудит ...

Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т.д. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...

Анкетирование как метод педагогической диагностики
Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". Этот метод характеризуются одним ведущим признаком: с его помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. В отличие от др ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru