Дети овладевают ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, обрамляющих круги или овалы, при нанесении мазков, точек); учатся сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.
Дети учатся пользоваться палитрой (это могут быть крышка металлической коробки, кусок пластического стекла, маленькое блюдце). На палитре краску разводят водой, чтобы получить светлый тон, или смешивают с другой. Так получают цвет или оттенок того или иного цвета. Если акварелью рисуют большие плоскости, то покрывают их жидкой, краской светлого тона сверху вниз. Как только краска просохнет, поверх нее рисуют более темными и яркими тонами.
Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки .
Аппликация. Детей младшего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Наклеиваемое изображение плотно прижимается салфеткой.
Начиная с 4—4,5 лет дети учатся правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В процессе работы участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги правая действует ножницами.
Воспитанники овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось; закругление углов; вырезывание округлых предметов, одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое; силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники должны создавать аппликации и предметные, сюжетные и декоративные композиции.
Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания рисунка, лепки, аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности.
Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.
Определение уровня усвоения программы. Воспитателю очень важно знать, как дети усваивают определенные программой воспитания и обучения знания, навыки и умения. Ответ он получит с помощью анализа каждого занятия, отмечая, кто хорошо справляется с заданием, какие трудности испытывают некоторые дети, какая помощь им потребуется, кто не справляется с работой. Для того чтобы провести такой анализ, воспитатель внимательно следит за работой детей на занятии, а затем просматривает готовые изображения. Записи после каждого занятия помогут проанализировать результаты по кварталам, а затем и за год.
По окончании квартала сравниваются программа, дневниковые записи и работы детей.
Критерий усвоения детьми знаний, навыков и умений — выполнение ими требований программы по разным направлениям: скажем, овладели ли дети приемами изображения предмета — передачей формы в рисунке, лепке, аппликации; научились ли рисовать предметы прямоугольной формы, четко передавать углы; кому это еще не удается или удается не всегда; как передают величину и строение предмета (правильно ли располагают части по отношению друг к другу); как, например, рисуя (или с помощью аппликации), располагают части грузовой машины, автобуса или троллейбуса (окна по средней линии, колеса за или перед передней дверью и перед задней дверью) в зависимости от конструкции того предмета, который рассматривали; какова, относительная величина всех частей.
Педагогические заметки:
Содержание экспериментальной программы для учащихся 5 – 6 классов,
основанной на игре «волейбол»
5 Класс. 1. Основы знаний Физические упражнения - путь к здоровью, работоспособности и долголетию. Ознакомление с правилами волейбола, с ведением простого протокола. Личная и общественная гигиена. Форма игрока в волейбол. 2. Общая физическая подготовка Строевые команды. Перестроения из шеренги ж ко ...
Детское
творчество, его основная задача
Детское творчество присутствует в нашей действительности повсюду: на асфальте улиц, на заборах, на стенах домов; работы детей хранят в школах, семьях и музеях, их печатают в книжках и журналах. Многие люди, давно простившиеся со своим детством, сберегают их в своих личных архивах. Кто бывал на выст ...
Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять соци ...