Коррекция характера у детей с умственной отсталостью

Страница 1

Прежде чем рассматривать данный метод коррекции, мы опишем формирование характера детей с нарушением интеллекта.

Формирование характера у ребёнка с нарушением интеллекта.

На формирование характера определенное влияние оказывает тип нервной деятельности. Однако, как это доказано многими исследованиями и подтверждено практикой, формирование характера ребенка в основном зависит от условий его жизни, а решающую роль в этом процессе играет воспитание.

Укажем некоторые особенности формирования характера ученика с умственной отсталостью.

Целый ряд наблюдений показывает, что у детей, перенесших одно и то же заболевание головного мозга, очень часто складываются сходные черты характера. На этом основании иногда высказывается мнение, что будто характер ребенка с нарушением интеллекта обусловлен перенесенным им заболеванием. Например, указывают, что обычно при эпилепсии вырабатывается чрезмерная аккуратность, угодливость, лживость.

Болезнь, конечно, оказывает определенное влияние на природную основу характера, создавая те или иные особенности динамики нервных процессов. Но самого склада характера она не создает. Больной ребенок вынужден приспосабливаться к патологическим условиям, созданным болезнью. В ходе этого приспособления у него и вырабатываются те или иные черты характера. Таким образом, не сама по себе болезнь, а изменившийся под ее влиянием образ жизни ребенка формирует черты его характера. Однако с помощью воспитания можно предупредить появление указанных черт или исправить их.

Из сказанного следует, что огромную роль в воспитании характера ребенка с нарушением интеллекта играет правильная организация его образа жизни в школе и вне ее. Существенное значение здесь имеет приучение детей к соблюдению требований разумного режима, их участие в различных видах физического и умственного труда, занятия физкультурой, спортом, различными формами культурно-массовой работы и т.п.

Черты характера, воспитываемые у школьника-олигофрена, можно объединить в две группы: волевые черты и черты, в которых выражается направленность личности, ее отношение к себе, к обществу и к другим людям, к труду. Основой воспитания тех и других черт является мировоззрение. Что касается волевых черт, то их формирование сливается с воспитанием воли и коррекцией ее недостатков.

Воспитание направленности и отношений связано с формированием потребностей, интересов и мотивов деятельности и поведения ребенка.

Решающим фактором развития характера ученика специальной коррекционной школы VIII вида является его участие в жизни и деятельности учебно-трудового коллектива, в котором формируются все отношения ребенка, все качества его личности.

Присущий ребенку с нарушением интеллекта дефект сказывается на всех его отношениях, в том числе и на отношениях с окружающими. Это связно с тем, что изменяется его положение в среде по сравнению с другими здоровыми детьми. Для того чтобы обеспечить эффективное формирование характера ребенка с нарушением интеллекта, необходимо воспитать у него правильное отношение к труду, к обществу, к взрослым и сверстникам, к себе. Надо, чтобы это воспитание было направлено на преодоление беспомощности, неуверенности, пассивности, несамостоятельности.

Но успех этого дела зависит, прежде всего, от правильного отношения к умственно отсталому ребенку сверстников и взрослых, учителей и родителей. Это отношение должно строиться на основе благожелательности, требовательности и уважения, заботы и внимания.

Очень важна для воспитания характера выработка положительных привычек и навыков поведения. Особенно здесь велика роль семьи. Ошибки, допускаемые родителями в воспитании ребенка, нередко становятся причиной серьезных недостатков его характера.

Исцеление нервного характера.

В этом случае на первом месте стоит телесное здоровье, с которым так тесно связано правильное нервно-психическое развитие. Поэтому необходимо следующее:

1) Урегулировать питание, сон, пребывание на свежем воздухе, затрату мышечной энергии, а также и отдых.

2) Крайне целесообразно физическое воспитание (естественные движения, игры, экскурсии, спорт). В данном случае физическое воспитание укрепляет нервную систему и наряду с этим корригирует дефекты характера.

Коррекцию недостатков воли у нервного ребенка весьма разумно начинать с физического воспитания. Когда здесь достигнуты некоторые результаты, тогда возможно продолжать развитие воли сначала физическим, а затем умственным трудом; и то и другое нужно проводить очень интересно для нервнонеустоичивого ребенка.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Методология профориентации
“Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профориентационного самоопределения и совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопрос ...

Профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования
В широком смысле слова профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. Можно выделить три этапа в работе педагога ДО по профконсультации [7, c. 98]: 1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осозн ...

Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
К настоящему времени можно считать, что в науке обоснованы основные теоретические положения, разработаны ряд практических подходов к реализации идеи интегрированного обучения и воспитания детей со специальными образовательными потребностями. Вместе с тем, в практике обучения мы часто сталкиваемся с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru