Художественно-эстетическая творческая деятельность

Страница 2

Элементы художественно-эстетической деятельности, где главный — гармонизация мира — присутствуют в любом материальном и духовном производстве. Исторически они оформились в особую форму сознания - искусство, являющимся наиболее концентрированным выражением художественно-эстетического отношения человека к миру и самому себе. В художественной деятельности преобладает, как замечает А.И. Буров, эмоционально-образное начало, а ее функция состоит в формировании отношения человека к действительности с точки зрения норм красоты (совершенство, гармония) и художественно-эстетического идеала как видения и переживания дисгармонии сущего и должного (как в окружающем мире, так и в себе самом) и стремления к преодолению этого разрыва. Опираясь на работы П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о существовании двух групп ведущей деятельности, поочередно доминирующих в процессе онтогенеза.

группа — виды деятельности в системе «ребенок — общественный взрослый (в подростковом возрасте — сверстник)», в которых происходит «интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми».

группа — виды деятельности в системе «ребенок — общественный предмет», внутри которых происходит усвоение способов действий с предметами.

Преобладание ведущей деятельности 1 типа создает основу для преимущественного развития на данном этапе мотивационно-потребностной сферы личности, а в художественно-эстетическом плане — для развития художественных действий, компонентов, ориентации, интересов, направленности, потребностей. В следующем периоде при доминанте видов деятельности 2 группы и на их основе «осуществляется формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционально-технических возможностей», т.е. идет накопление и развитие специфических способностей, становление художественно-эстетического сознания (восприятия, ощущения, чувства, вкусы, идеалы, ценности). При организации деятельности необходимо учитывать два типа зависимостей, о которых говорит А.И. Буров:

зависимость общего развития личности от социальной позиции ребенка;

зависимость художественно-эстетического развития личности от воздействия ведущей деятельности в ходе онтогенеза.

Если деятельность — ведущий фактор развития и саморазвития личности, то педагогическая задача заключается в:

создании необходимых условий для деятельности детей в обозначенной проблематике с учетом ведущей деятельности и зависимостей;

обеспечении разнообразной художественно-творческой деятельности (как субъективации, так и объективации) как основы для художественно-эстетического развития личности и ее художественного сознания.

При этом будем учитывать следующее. В социологии управления выделяют 2 основных способа воздействия на личность: прямой (манипуляторский) и косвенный (воздействие через создание некоторых новых связей личности со средой, за счет изменения среды). В массовой практике детских садов, школ, как показывает анализ их деятельности, доминирует именно первый способ воздействия на личность — прямое воздействие: сделайте ., нарисуйте ., откройте ., приготовьте ., и т.д., тогда как именно второй способ — косвенный — вынуждает личность саму формировать в себе некоторые функциональные органы для восстановления прежних обменных связей со средой. И поскольку первый способ несколько прямолинеен и не свободен от диктата воспитателя, педагога (а мы знаем, что все навязываемое, привносимое со стороны — не мое, вызывает естественное сопротивление), оптимальным может считаться только второй путь: весь процесс взаимодействия с личностью вообще, воспитания художественных потребностей тем более необходимо строить на основе активной самостоятельной художественно-творческой деятельности самих детей, идя от их интересов, желаний, возможностей, потребностей . Следовательно, идеальная педагогическая модель воспитания художественной потребности в процессе художественно-эстетического воспитания — сквозная художественно-творческая деятельность детей, в процессе которой можно решать поставленные задачи: формирование и развитие эмоционального мира детей, развивать их сенсорную культуру на основе знаний о специфике искусства, обогащать опыт отношений, развивать навыки и способности деятельности и общения с миром художественной культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Исследование причин утомляемости современных младших школьников
школьник эмоциональный интеллект утомляемость В настоящее время объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает. Уже в начальной школе многие детишки начинают изучать по два иностранных языка, историю, э ...

Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста
При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора: А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании; Б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицани ...

Музыкальные способности младенцев. Влияние музыки на развитие ребенка
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз. Но все эти эксперименты проводились со взрослыми. Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотруд ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru