Художественно-эстетическая творческая деятельность

Страница 4

Человек — целостная структура, очень сложная, самодостаточная, способная к саморазвитию; целостность человека означает, что личность одновременно и осмысливает воспринимаемый материал, и чувствует его, и вырабатывает к нему личностное отношение, «пробуя» себя в нем. Об интеграции в развитии сущностных сил личности писал в своих лекциях по психологии Л.С. Выготский, подчеркивая осмысленность наших восприятий, целостность восприятия, связь воображения с сознанием, мышлением, чувствами, волей. Л.С. Выготский говорит и о своеобразном отношении между процессом эмоций и процессом мышления, в результате которого создается особый сплав, который он называет мечтательной формой воображения. Этот сплав эмоций, мышления, сознания и воли ведет личность к художественному переживанию, к катарсису. Идея развития всех высших функций — восприятия, памяти, мышления, эмоции, воображения, воли — сочеталась у Л.С. Выготского с идеей, согласно которой взаимоотношения каждой из функций не остаются постоянными, но непрерывно меняются, образуя подвижные и изменчивые межфункциональные структуры, системы, т.е. целостность. Это показывает, что личность развивается комплексно, целостно, в связях и взаимосвязях всех ее психических структур, интегративно, а эффективно и адекватно это может происходить лишь в самостоятельной (т.е. собственной, идущей от личности) творческой деятельности, ведущей личность по пути духовного становления .

Это принципиальные посылки, которые должны лежать в основе поиска путей художественно-эстетического воспитания детей, воспитания художественных потребностей и построения педагогической модели их развития. Поэтому процесс художественно-эстетического воспитания и воспитания художественно-эстетической потребности представляется нам при его организации сочетанием трех взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных условий (компонентов):

расширение художественно-теоретических знаний в области искусства со стороны его структуры, специфики (языка) и художественного образа;

развитие способности адекватного восприятия художественного образа;

организация художественно-творческой деятельности, построенной на принципах ее сквозного характера и постепенного повышения уровня ее самостоятельности.

При этом художественно-творческая деятельность — доминирующая в педагогической воспитательной системе. Выпадение какого-либо звена ведет к издержкам в педагогике потребностей, не развивает художественно-эстетическое сознание, не формирует личностного отношения к искусству как к духовной ценности, не закрепляется в сознании и практике ребенка. Разрыв в связях приводит к неполному, искаженному восприятию художественного произведения и эстетических явлений, протекает аномально, что находит выражение в видении чисто формальной, внешней, эмоциональной стороны художественного образа, художественного произведения и т.д. В то же время социально-психологические исследования показывают, что «эмоциональный фактор вне контекста теоретического и сенсорного компонентов остается на уровне житейских эмоций, обеспечивая лишь изображение, фабулу и событийное содержание изображаемых эпизодов, лишая тем самым отношение к произведению художественной специфики» (Е.П. Крупник). Следовательно, только в гармонизации этих трех компонентов — педагогическое условие повышения эффективности процесса художественно-эстетического воспитания и педагогики художественно-эстетический потребности; опора на эти три компонента — залог успешной работы.

Итак, основываясь на положениях, что:

художественно-эстетическая потребность, как всякая духовная потребность представляет собой отражение и отношение субъекта к объекту, являясь высшей из всех человеческих потребностей и способствующей духовному формированию и развитию личности, гармонизации ее внутреннего мира и осознанию мира внешнего и своего «Я» в нем;

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru