личностную основу художественно-эстетической потребности составляют, интересы, знания и способности личности к общению с искусством и умение мобилизовать и интегрировать их для творческого решения задач в процессе активной художественно-творческой деятельности;
основными параметрами, характеризующими художественную потребность, являются запас и объем художественно-теоретических сведений об искусстве со стороны его специфики и художественного образа, творческая активность, ценностные ориентации, осознание своих потребностей;
современная наука показывает, что структура психики соответствует структуре деятельности человека, модель которой может быть представлена состоящей из двух элементов:
деятельность субъекта, направленная вовне: познание; оценка; труд; общение;
деятельность субъекта, направленная вовнутрь: самопознание; самосознание; самооценка; самоактуализация; самообщение (Я—Я)
И эти планы, деятельности взаимосвязаны: действуя, человек не только разворачивает свои сущностные силы, но и строит, обогащает, развивает их, осознает их. Иначе говоря, все перемены в структуре человеческой психики определяются переменами в структуре его деятельности, поэтому вне деятельности никакое воспитание и развитие неосуществимо, и наоборот, чем разнообразнее, насыщеннее и самостоятельнее деятельность школьника, тем адекватнее и эффективнее осуществляются процессы становления человека и его личности, успешное художественно-эстетическое воспитание и педагогика художественно-эстетических потребностей возможна при таком построении педагогического процесса их формирования и развития, которое основано на:
включении ребенка в активную художественно-творческую деятельность на основе принципа сквозного характера этой деятельности и принципа постепенного повышения уровня самостоятельности в ней; обеспечении внутреннего настроя личности через создание атмосферы общей радости, совместных переживаний в процессе общения с искусством;
формировании способности адекватного восприятия художественного образа на основе развития эмоционального мира и сенсорной культуры детей и формировании отношения к искусству как к духовной ценности;
изучении специфики и структуры искусства (языка искусства) и проникновение в особенности и способы создания его художественных образов в процессе организованного коллективного общения с ним и в процессе индивидуального общения; при этом в основу организации художественно-эстетической педагогической работы должен быть положен принцип комплексирования искусств.
Комплексное использование выделенных психолого-педагогических условий способствует, как показывает опыт, повышению эффективности художественно-эстетического воспитания и педагогики художественно-эстетических художественных потребностей детей, а значит, их целостному духовному развитию.
Педагогические заметки:
Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста
При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора: А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании; Б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицани ...
Календарно – тематический план по разделу
"Обработка металла"
Урок 1. Основные свойства металлов и сплавов. Цели: дать учащимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; способствовать развити ...
Компьютер как современное техническое средство обучения и воспитания
Персональный компьютер (ПК) — универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. П ...