Организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики

Информация о педагогике » Организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики

Социально-экономические перемены, происходящие в России, требуют новых подходов в сфере политики, экономики, культуры и, прежде всего, образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. В соответствии с этим, политика образовательного учреждения должна быть направлена не столько на передачу учащимся конкретных знаний из различных областей, сколько на обеспечение условий для их самоопределения и самореализации, на гуманизацию, профилизацию и информатизацию образовательного процесса, на реализацию личностного подхода к обучению и воспитанию школьников. «Образование для XXI века призвано быть образованием для всех, оно призвано носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы и университеты обязаны как передавать новым поколениям ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда ранее не встречались» (Кинелев В.Г., 1996г.). Успешность работы учебных заведений сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности, владеющей современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Это обусловливается рядом факторов: во-первых, человек, умеющий работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами и телекоммуникационными сетями, обладающий информационной культурой приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое мировоззрение.

Во-вторых, владея опытом творческой деятельности, он находится в более выгодном положении по отношению к людям, пользующимся стандартными, устоявшимися методами. В-третьих, он способен повышать свой интеллектуальный уровень, развивать и внедрять прогрессивные технологии, саморазвиваться в любом образовательном направлении.

Только общество, состоящее из личностей, обладающих высоким творческим потенциалом и уровнем информационной культуры, может обеспечить себе достойные условия существования. Сказанное объясняет возрастающий интерес психологической и педагогической науки к исследованию данных проблем.

Большое теоретическое и практическое значение в решении проблем творчества имеют работы В.И. Андреева, Л.С. Выготского, Л.В. Даниленко, А.Ю. Козыревой, А.П. Нечаева, Ю.П. Платонова, Я.А. Пономарева, П.И. Пидкасистого, Б.М. Теплова, А.В. Хуторского, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других, раскрывающих специфические особенности творчества, различные аспекты творческой деятельности детей. Возможности использования личностно-ориентированных педагогических технологий, активизирующих творческую деятельность обучаемых, рассмотрены Г.С. Альтшуллером, Д.Б. Богоявленской, М.А. Викулиной, А.А. Червовой и другими.

Применение ИКТ предоставляет обучающимся новые средства обучения и познания; открывает доступ к разнообразным источникам информации; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков; позволяет реализовывать принципиально новые формы с применением средств мультимедиа и Интернет-технологий. Концептуальной разработке вопросов компьютеризации и информатизации школы, становлению информатики как учебного предмета, посвящены работы Б.П. Беспалько, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, В.С. Леднева, А.С. Лесневского, В.М. Монахова, Ю.А. Первина, В.Г. Разумовского, И.В. Роберт и других.

Модернизация российского образования ориентирует на исследования, которые приобретают особую актуальность своей направленностью на совершенствование педагогического процесса средствами ИКТ (П.Ю. Дик, И.Г. Захарова, О.А. Козлов, М.П. Лапчик, И.Г. Семакин и др.), на формирование информационной культуры ученика и учителя (Г.А. Кручинина, Н.М. Макарова, Ю.А. Первин, Н.Д. Угринович и др.), на применение телекоммуникаций в творческой деятельности учащихся (Г.А. Андрианова, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, Е.В. Якушина и др.), на активизацию их познавательной деятельности с использованием информационных технологий (А.А. Дикая, В.Ю. Лыскова, Е.В. Огородников, С.М. Окулов, Л.Ф. Соловьева и др.). Имеются исследования, посвященные вопросам организации проектной деятельности учащихся средствами ИКТ (Е.А. Полат, Н.Ф. Пахомова и др.), разработке системы творческих заданий (Н.В. Матецкий, О.В. Федорова, Д.П. Тевс и др.), формированию мотивации учебно-творческой деятельности на основе использования информационно-коммуникационных технологий (О.В. Арестова, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, Г.И. Дацюк, Г.А. Кручинина и др.).

Исследования российских ученых, направленные в последние годы на изучение возможностей использования информационно-коммуникационных технологий, выявляют их высокий потенциал в развитии творческой деятельности учащихся, однако в образовательных учреждениях этот потенциал используется недостаточно активно. Причиной этому, на наш взгляд, является отсутствие разработанных дидактических систем, определяющих технологию организации творческой деятельности учащихся средствами ИКТ. При всей теоретической и практической значимости ряда работ, следует подчеркнуть, что данных научных исследований еще недостаточно и они не отвечают на существенные вопросы, касающиеся организации творческой самостоятельной деятельности учащихся с применением ИКТ в условиях образовательных учреждений, где не используется потенциал ИКТ для развития творческих способностей.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями между:

1) потребностями общества в информационно-ориентированной и творчески развивающейся личности и недостаточным использованием высокого потенциала информационных технологий для ее развития;

2) наличием огромного воспитывающего потенциала образовательной среды учебных заведений и односторонностью педагогического процесса, его слабой эффективностью в решении задач развития творческих способностей учащихся;

3) необходимостью целенаправленного развития творческой деятельности учащихся в информационно-коммуникационной среде и отсутствием соответствующих педагогических моделей.

Данные проблемы определили выбор темы данного исследования — «Организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики».

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики в образовательном учреждении начального профессионального образования.

Объект исследования: процесс обучения информатике в профессиональном училище.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики.

Гипотеза исследования: Организационно-педагогические условия:

- сформированность потребности и учебного интереса у учащихся к использованию информационных технологий в процессе обучения;

- информационная насыщенность образовательной среды учебного заведения, единство учебной и внеучебной деятельности;

- использование принципов личностно-ориентированного подхода в обучении, технологически последовательная система форм, методов и средств;

способствуют реализации творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики.

Задачи:

Изучить специфику творческой деятельности учащихся на основе анализа психолого-педагогической литературы;

Выявить организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики;

Предложить методику организации творческой деятельности учащихся в процессе освоения информационных технологий в профессиональном училище;

Осуществить экспериментальную проверку эффективности предложенной методики организации творческой деятельности учащихся.

Базой исследования явилось Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №79. Исследованием было охвачено 88 учащихся.

Педагогические заметки:

Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т.д. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...

Понятие инициативности
Для того чтобы поддерживать инициативность, сначала необходимо определиться – что именно необходимо поддержать и как определить, имеются ли какие-либо продвижения. Сначала рассмотрим данное понятие в словарях: 1) Инициативный 1. Обладающий инициативой, предприимчивостью. 2 Сделавший почин в каком-н ...

Обоснование изучения рассуждения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Работа над текстами типа рассуждения во многом способствует развитию логического мышления на уроках русского языка. Данные тексты являются эффективным средством развития коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждения лежит умозаключение в фо ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru