Непомерное желание и концентрация на поиске способов излечить человека от его нарушений заставляет нас забывать и меньше ценить многообразие и непохожесть людей. Такой подход имеет огромное значение для системы образования, в особенности для начальных и средних школ. Предрассудки по отношению к людям с инвалидностью и, точно так же, ко многим другим меньшинствам, не передаются по наследству. Они обретаются людьми после столкновения с безразличием, и предрассудками других людей. Следовательно, чтобы избавится от дискриминации, мы должны начать с нашей системы образования.
Концепция государственной политики по социальной интеграции детей с ограниченными возможностями (в дальнейшем - Концепция) отражает современные подходы к решению вопросов «включения» в общество детей с особыми нуждами, основывается на международных и национальных нормативно-правовых актах. Концепция развивает основные принципы социально-образовательной политики в России, которые определены в Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании», «О социальной защите инвалидов», проекте Федерального закона «О специальном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.
Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации стратегической линии - повышение уровня социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями.
Настоящая Концепция учитывает:
- многообразие нарушений психофизического развития детей, особенности социокультурного статуса детей с особыми нуждами, потребности их семей в период транзитивности российского общества;
- содержание деятельности основных институтов общества по социальной интеграции и адаптации детей с отклонениями в развитии; результаты сравнительного анализа зарубежной и отечественной государственной политики по социальной интеграции нетипичных детей;
- предложения и рекомендации министерств, ведомств, научных центров и общественных организаций по осуществлению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями;
- принципы и сложившуюся организационную систему по реализации практик социально-образовательной интеграции.
Концепция выступает научно-методическим фундаментом реализации инновационных технологий социальной и образовательной интеграции в области нетипичного детства, отражает трансформацию отношения государства к детям с особыми нуждами. Это актуализирует необходимость научно-теоретической разработки проблемного поля интеграции в общество нетипичных детей, совершенствование социально-экономической помощи их семьям, проведение всестороннего междисциплинарного анализа иерархии проблем социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями в целом, координации деятельности различных структур представительной и исполнительной властей, общественных объединений в формировании законодательной основы социально-образовательной интеграции.
Становление института социально-образовательной интеграции нетипичных детей определяет качественно новые уровень развития отношений власти и лиц с ограниченными возможностями, на основе их правового регулирования, обеспечения доступа к ресурсам окружающей среды, формирование механизмов реализации конституционных прав нетипичных детей.
Предлагаемая концепция включает целостную систему принципов, оценок и мер организационного, социально-экономического, правового, научного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на оптимизацию процесса социализации, социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.
Педагогические заметки:
Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности
современного детства
Средства массовой информации - (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. К средствам массовой информации относятся: ü Печатные издания: газеты, журн ...
Общая характеристика эмоций
Все с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем чере ...
Коррекция навязчивых мыслей и действий
При коррективном воспитании детей с этим недостатком характера необходима тактика твердого, уверенного и в то же время бережного отношения. Вследствие того, что речь идет о неустойчивых и чрезмерно впечатлительных детях, то приходится считаться с сильным недоверием, большим критическим отношением р ...