Рабочее место мастера является важным звеном в организации учебно-производственного процесса: оно должно обеспечивать эффективность занятий и снижение потерь рабочего времени мастера.
Организация рабочего места мастера должна соответствовать современным методам обучения, требованиям научной организации труда, конструктивно-техническим, эстетическим и санитарно-гигиеническим нормам. Являясь свидетельством высокой культуры труда мастера, его рабочее место должно всегда служить образцом для учащихся.
Методически правильная организация рабочего места зависит от самого мастера, его инициативы, творческого подхода к работе.
Рабочее место мастера должно быть расположено так, чтобы хорошо было видно всем учащимся. Желательно, чтобы оно находилось на подмостье высотой 250—300 мм и занимало площадь не менее 3,5x2 м.
Основные требования к рабочему месту мастера следующие:
- мастеру должно быть удобно наблюдать за работой учащихся, а учащимся хорошо видны показываемые им во время коллективного инструктажа приемы работ, экспонаты, наглядные пособия, чертежи, технологические карты и т. д.;
- перед рабочим местом мастера должна быть свободная зона, где на складных скамейках или стульях располагаются учащиеся во время коллективного инструктажа; после инструктажа их убирают в подмостье рабочего места мастера;
- в зависимости от профессии на рабочем месте устанавливается оборудование, на котором мастер демонстрирует изучаемые приемы;
- для повышения эффективности учебного процесса рабочее место оборудуется техническими средствами: кодоскопом, фильмоскопом, эпидиаскопом, а также микрофоном;
- рабочее место оснащается необходимыми инструментами, приспособлениями, а также устройствами для хранения и демонстрации наглядных пособий, документации и т. п.
· На рабочем столе, мастера размещается необходимая ему на уроке документация (чертежи, технологические и инструкционные карты,), эталоны работ и др. Здесь же может быть установлена витрина со справочными таблицами (диаметры сверл под нарезание резьбы, диаметры стержней, на которых нарезается резьба, припуски на обработку, допуски и посадки и др.).
· Рабочий стол используется также для приемки готовой продукции.
· Важным оборудованием рабочего места мастера являются тематические шкафы, в которых хранятся подобранные по соответствующим темам программы планшеты, техническая документация, учебные плакаты и наглядные пособия, макеты, справочники, чертежный инструмент для доски, приспособления, инструменты, эталоны работ и т. д.
· На рабочем месте мастера находятся также тематические щиты с натуральными объектами, инструментами и приспособлениями новаторов производства, которые используются при проведении инструктажа. Очень удобны для постоянного хранения инструментов, находящихся в личном пользовании учащихся и мастера, групповые шкафы.
· Классная доска располагается в средней части шкафа мастера. Она легко поднимается и фиксируется в любом положении при помощи гиревых противовесов и служит одновременно дверкой ниши для хранения плакатов.
· Групповой шкаф используется для хранения инструментов, закрепляемых за группой. Это позволяет прививать учащимся навыки хранения инструментов, аккуратного и экономного их применения. Забота о сохранении и правильном использовании инструментов — обязанность каждого учащегося и мастер осуществляет контроль за этим.
· В начале занятий учащийся вынимает свой ящик из группового шкафа и в течение дня держит его под столешницей верстака. Необходимые инструменты для выполнения работы раскладывает на столешнице. В конце занятий вытирает и укладывает инструменты в ящик и ставит его на место в групповой шкаф.
Педагогические заметки:
История становления профориентации
Начало профориентации нередко относят к 1908 г.—к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а п ...
Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ
Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле ...
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.Чтение как средство
обучения
Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как она определяют методическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из прак ...