Особенности развития речи и требования к речи младших школьников

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Особенности развития речи и требования к речи младших школьников

Страница 3

Некоторые упражнения выполняются в строгих условиях урока, а иные дома. Различны и степень самостоятельность учащихся при составлении текстов: от подражания данных образом до творческого сочинения рассказа.

Весь материал дается учащимся почти без теории, практическими способами.

В развитии речи М.Г. Львов выделяет три лини: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к пересказу, сочинению проводится работа над словом и предложением. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи.

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единой целое. имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или мене значительные структурные компоненты.

Следует упомянуть, что речь порождается всегда потребителями жизни – труда, познавательной деятельности, игры и др.

Развивая речь учащихся, следует соблюдать четко определенные требования речи. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Рассмотрим требования к речи, которые выделяет М.Г. Львов.

Первое требование – требование содержательности речи. говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания (или воображаемые картины).

Нередко в школе детям предлагают рассказывать о том, чего они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.

Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопительный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой (чем уже тема, тем полнее может быть раскрыто ее содержание). Приучить детей говорить только содержательно – очень важная задача учитывая начальных классов.

Второе требование – требование логичности, последовательности четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего – либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и закончить, завершать высказывание.

Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания. которые передают именно те черты, которые присущи изобразительному предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна.

Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов. настроением рассказа.

Ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы адресаты. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами. "красивостями". Выбор языковых средств зависит от ситуации, от обстоятельств: так, дружеская беседа мальчиков будет резко отличаться от их же сочинений.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Особенности подготовки педагога к занятиям в среднем специальном учебном заведении
Каждое занятие в среднем специальном учебном заведении должно вносить конкретный вклад в формирование профессионально значимых качеств личности студента, решать задачи обучения, воспитания и развития. Особенности специальных дисциплин, влияющих на содержание и характер подготовки преподавателя к за ...

Принципы построения методики изучения стохастической линии
Исходя из анализа всей вышеперечисленной литературы, при построении методики изучения стохастической линии в основной школе необходимо учитывать следующие важные моменты: · Содержание материала, обязательно изучаемого в рамках данной линии в средней школе, определяется требованиями государственного ...

Организация и методика констатирующего эксперимента
Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г. Целью данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функц ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru