Особенности развития речи и требования к речи младших школьников

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Особенности развития речи и требования к речи младших школьников

Страница 1

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русого языка.

Названиями основных разделов программы по русскому языку (обучение грамоте и развитие речи; чтение и развитие речи; грамматика, правописание и развитие речи) подчеркивается, что развитие речи – та необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый предмет – русский язык.

Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой и для уроков чтения и для уроков грамматики и правописания

Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс, основы которого заключаются еще в дошкольном возрасте. На особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми в 6-10-летнем возрасте, когда у ребенка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорить много и охотно, когда у него пробуждается потребность говорить правильно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.

Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и делание поделиться чем – то; рассказать о чем-то.

Но общение возможно только с помощью общепринятых знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно давать образцы речи, или создавать речевую среду. Это второе условие развития речи ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.

Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учеников и учебных пособий.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, сдержанность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но ми в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное. Материал должен быть значимым (общественно значимым или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащегося.

Существует и обратная связь: чем полнее усваивается богатства языка. Чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

В дошкольном возрасте, а от части в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это во-первых, усвоение литературного языка. Подчинено норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном варианте. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети совсем не употребляли в совей устной дошкольной речевой практике. Бывает, что взрослые и даже учителя недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком подходя, в повседневном общении со взрослыми и книгами. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал – словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Воспитание нравственной культуры личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значе­ние имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во мно­жестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласов ...

Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массово ...

Результаты опытно-экспериментальной работы по эколого-экономическому образованию в учебной деятельности младших школьников на фоне педагогических условий
Цель: Изучить уровень сформированности эколого-экономических знаний и культуры на завершающем этапе эксперимента. Для выявления влияния эксперимента, проведенного с детьми экспериментальной группы, мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. При этом использовались те ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru