Вопросы развития специального образования

Страница 1

В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Федерации постоянную работу имеют только 13-15%. Такое положение дел приводит к масштабному социальному неравенству и возрастанию финансовой ответственности государства по пенсионным выплатам. По мнению специалистов, занятость людей с инвалидностью могла бы иметь лучшие показатели при условии более высокого уровня их образования: так занятость на уровне 60% и более имеют освоившие программы высших и средних профессиональных учреждений.

За годы трансформаций государство сняло с себя значительную часть ответственности в сфере профессионального образования и занятости инвалидов. Сокращение государственных инвестиций, отмена с 1 января 2002 года ряда льгот для общественных организаций инвалидов, где использовался их труд, а также рыночные условия, в которых подобные хозяйственные общества не могут конкурировать с другими предприятиями, приводят к ликвидации большинства специальных производств и увольнению работников. Так, в 2002 г. число предприятий Всесоюзного общества инвалидов уменьшилось на 32%, а в 2003 г. еще на 16%. Численность, занятых в них инвалидов, снижается еще более быстрыми темпами. В 2003 году их состав снизился на 35% от общей численности работающих, причем темп снижения по сравнению с 2002 годом составил 12%.

Низкая конкурентоспособность людей с инвалидностью в рыночной экономике рассматривается как основное препятствие их трудоустройства. По данным независимого института социальной политики, 68% инвалидов считают специальные образовательные учреждения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства. Сделать специальное профессиональное образование привлекательным и конкурентоспособным – одна из целей модернизации. Традиционно профессиональное обучение людей, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности, осуществляется в специальных учебных заведениях: образовательных школах (профессиональная подготовка), профессиональных училищах, техникумах, колледжах и вузах. Подготовка по той или иной профессии происходит в соответствие с установленными рекомендациями, учитывающими тип и тяжесть ограничений жизнедеятельности. В специализированных учебных заведениях помимо образовательных услуг предоставляется возможность социальной и медицинской реабилитации, реализуются программы интеллектуального, эстетического, правового, экономического, физического воспитания, проводятся занятия по психокоррекции и психотерапии, ведется обучение по дополнительным образовательным программам. Возможность заочного, надомного, открытого обучения в учреждениях среднего профессионального образования могла бы способствовать расширению количества учащихся-инвалидов, но до сих пор отсутствует нормативная база, регламентирующая эти и другие формы обучения.

В стране функционируют 24 специализированных профессиональных училища, обеспечивающие получение начального профессионального образования. Обучение в них проводится по 27 профессиям, наиболее распространенными из которых являются: портной, обувщик, слесарь, радиомеханик, брошюровщик, оператор швейного оборудования, сборщик обуви, художник. По данным отчетности Департамента Москвы, в настоящее время в столице из 155 профессий, по которым происходит обучение в учреждениях начального профессионального образования, для людей с инвалидностью доступны лишь 19 (12%), из 59 специальностей среднего профессионального образования – 21 (35%), а из 35 специальностей высшего профессионального образования – 20 (57%). Таким образом, даже в Москве, обладающей преимуществами столичного города, в учреждениях профессионального образования не налажена работа по открытию новых профессий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

История развития оценочной системы
В педагогической литературе, да и в повседнев­ном разговоре термины "оценка" и "отметка" часто употребляются как сино­нимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как поня­тия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, у ...

Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла
Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которо ...

Дидактика. Метод и приёмы обучения
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru