В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Федерации постоянную работу имеют только 13-15%. Такое положение дел приводит к масштабному социальному неравенству и возрастанию финансовой ответственности государства по пенсионным выплатам. По мнению специалистов, занятость людей с инвалидностью могла бы иметь лучшие показатели при условии более высокого уровня их образования: так занятость на уровне 60% и более имеют освоившие программы высших и средних профессиональных учреждений.
За годы трансформаций государство сняло с себя значительную часть ответственности в сфере профессионального образования и занятости инвалидов. Сокращение государственных инвестиций, отмена с 1 января 2002 года ряда льгот для общественных организаций инвалидов, где использовался их труд, а также рыночные условия, в которых подобные хозяйственные общества не могут конкурировать с другими предприятиями, приводят к ликвидации большинства специальных производств и увольнению работников. Так, в 2002 г. число предприятий Всесоюзного общества инвалидов уменьшилось на 32%, а в 2003 г. еще на 16%. Численность, занятых в них инвалидов, снижается еще более быстрыми темпами. В 2003 году их состав снизился на 35% от общей численности работающих, причем темп снижения по сравнению с 2002 годом составил 12%.
Низкая конкурентоспособность людей с инвалидностью в рыночной экономике рассматривается как основное препятствие их трудоустройства. По данным независимого института социальной политики, 68% инвалидов считают специальные образовательные учреждения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства. Сделать специальное профессиональное образование привлекательным и конкурентоспособным – одна из целей модернизации. Традиционно профессиональное обучение людей, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности, осуществляется в специальных учебных заведениях: образовательных школах (профессиональная подготовка), профессиональных училищах, техникумах, колледжах и вузах. Подготовка по той или иной профессии происходит в соответствие с установленными рекомендациями, учитывающими тип и тяжесть ограничений жизнедеятельности. В специализированных учебных заведениях помимо образовательных услуг предоставляется возможность социальной и медицинской реабилитации, реализуются программы интеллектуального, эстетического, правового, экономического, физического воспитания, проводятся занятия по психокоррекции и психотерапии, ведется обучение по дополнительным образовательным программам. Возможность заочного, надомного, открытого обучения в учреждениях среднего профессионального образования могла бы способствовать расширению количества учащихся-инвалидов, но до сих пор отсутствует нормативная база, регламентирующая эти и другие формы обучения.
В стране функционируют 24 специализированных профессиональных училища, обеспечивающие получение начального профессионального образования. Обучение в них проводится по 27 профессиям, наиболее распространенными из которых являются: портной, обувщик, слесарь, радиомеханик, брошюровщик, оператор швейного оборудования, сборщик обуви, художник. По данным отчетности Департамента Москвы, в настоящее время в столице из 155 профессий, по которым происходит обучение в учреждениях начального профессионального образования, для людей с инвалидностью доступны лишь 19 (12%), из 59 специальностей среднего профессионального образования – 21 (35%), а из 35 специальностей высшего профессионального образования – 20 (57%). Таким образом, даже в Москве, обладающей преимуществами столичного города, в учреждениях профессионального образования не налажена работа по открытию новых профессий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогические заметки:
Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...
Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...
Мониторинг качества образования, как элемент механизма контроля
за реализацией ПНП « образование» на территории муниципального образования г.
Южно-Сахалинска
1. Мониторинг может выступить средством повышения качества образования в регионе, если он представляет собой процедуру выявления и описания количественных и качественных показателей в соотнесении с федеральными и региональными требованиями к оценке качества образования, а его результаты являются ин ...