Проблемы специального образования

Страница 3

В тоже время считается, что каждому ребенку вне зависимости от тяжести инвалидности дается возможность реализовать свое право на образование в учреждениях любого типа с использованием необходимой специализированной помощи. Вводятся более гибкие формы получения образования: альтернативой специальным учреждениям становится обучение в специализированных классах массовых школ, обучение на дому с посещением педагогов, дистанционное обучение. В числе наиболее дискуссионных проблем на современном этапе начинают рассматриваться вопросы качества, открытости и доступности специального образования. С одной стороны, такая форма обучения позволяет оказать реальную помощь в воспитании, лечении, обучении, содержании, профессиональной ориентации учащимся, требующим особого подхода и приспособленной среды. Специальное образование, как классическая форма обучения, сформированная в нашей стране многолетней практикой, предполагает: особые условия для учащихся с различными ограничениями жизнедеятельности, индивидуальные обучающие методики и методы преподавания, щадящие режимы допустимой нагрузки, сопровождение образовательного процесса медицинской, социальной и психологической помощью. По-прежнему успешный опыт и основной кадровый потенциал дефектологов-практиков сосредоточен именно в специальных учебных заведениях, где для разных категорий детей с отклонениями в развитии применяются специальные педагогические технологии. До сих пор используется восемь видов специальных школ: для обучения неслышащих детей, для слабослышащих и позднооглохших, для незрячих, для слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, а также 15 типов специального обучения. Цели обучения различаются в зависимости от типа и от специализации учреждений: образование, формирование у воспитанников элементарных навыков самообслуживания, развитие речевых функций, обучение профессиональным навыкам, профориентация и т.д. Главное достоинство заключается в том, что большинство учащихся получают образование в соответствие с единым государственным стандартом за счет использования особых методов и более продолжительных сроков. Достижение единого уровня образования позволяет трудоустроиться на общих основаниях или продолжить образование более высокого уровня в массовых учебных заведениях страны. Специальные учебные заведения предоставляют возможность получения начального и среднего общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования.

С другой стороны, политика сегрегации, проявляющаяся через изоляцию, замыкание в рамках опыта «себе подобных» противоречит требованиям демократического общества к развитию личности, темпам изменяющейся жизни, препятствует возможности формирования конкурентоспособных качеств, необходимых в жестких условиях российской действительности. Процесс воспитания концентрируется не на содержании образования, а на контроле над функциональным развитием в узких рамках взаимоотношений врача и пациента. «Врачи в этой системе выступают главными экспертами не только в лечении, но и в обучении и воспитании, потому что их заключения и диагнозы имеют большую силу, чем мнения и пожелания детей, родителей и педагогов. Такой подход ведет к «медикализации» системы специального образования, когда медицинские модели диагностики и лечения, а также взаимоотношения между врачом и пациентом включаются в учебные практики и ложатся в основу идеологии организации образования». В результате снижается качество образования, особенно, если у учащихся существенно ограничивается связь с внешним миром. Кроме того, изоляция детей в интернатах является сдерживающим фактором для нравственного воспитания общества, развития принципов толерантности, взаимного сотрудничества с согражданами независимо от наличия умственных или физических различий. Помощь людям с особыми потребностями была бы более востребованной, если бы поддержка не ограничивалась созданием специальных условий, а способствовала налаживанию общественного взаимодействия и социальной активности для того, чтобы каждый человек мог реализовать себя как личность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Социально-педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих
Система воспитания патриотизма у военнослужащих функционирует в динамичной социальной среде. Особенность современной социальной среды заключается в том, что в российском обществе она имеет нестабильный, неустоявшийся характер и идеологическую мозаичность. Устойчивая линия социального поведения неда ...

Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Причем, это утверждение остается верным и применительно к научным обсуждениям этого феномена, так и для компьютерного редактора, неизменно обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный. Подчеркнем, ...

Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
Интересны итоги БОУ-обсуждений курсантами значимости различных социально-педагогических условий эффективности воспитания патриотизма приводимые в таблице 3. Как видно из данных этих опросов воспитуемые считают наиболее важными социально-педагогическими условиями восприятия патриотического мировоззр ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru