Так как это анкетирование требует осмысленного ответа, на каждый вопрос давалась минута .В ходе работы, учащиеся затруднялись отвечать, так как им приходилось воспроизводить мысленно те ситуации, которые требовались в соответствии с вопросами. Мысленное воспроизведение является обязательным интеллектуальным компонентом деятельности .
После проведения анкетирования, мы подсчитали количество ответов да и нет. Если количество ответов да превышало 15, то это означало высокий уровень развития интеллекта. Если меньше 15,- то низкий уровень развития интеллекта. Если число колеблется от 14-16,то средний уровень развития интеллекта. Результаты оказались следующими:7 учащихся-( 58 % ) имеют высокий интеллектуальный уровень развития, 4 учащихся – (33 % ) средний уровень развития интеллектуальных способностей, 1 учащийся – (9% ) низкий уровень развития интеллектуальных способностей. Такие показатели свидетельствовали о достаточно высоком уровне интеллектуальных способностей у учащихся.
Для учащихся относительно-активного уровня познавательной активности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами преподавания. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется интеллектуальными усилиями. Необходимо отметить, что учащимся с относительно-активным уровнем познавательной активности зачастую присуща сосредоточенность и внимание, которые являются основным критерием развития ПИ.
С целью проверки влияния наглядности на познавательный интерес, мы провели практическую работу, направленную на выявление уровня сосредоточенности и внимания. Данный опрос был проведён на базе 2 «Д» класса, в эксперименте принимали участие 12 учащихся. Практическая работа проводилось в ноябре.
Практическая работа показала нам уровень сформированности сосредоточенности и внимания. Практическая работа была построена на визуальном сосредоточении. Задача состояла в том, чтобы учащиеся дорисовали бусы. К 3 ниточкам с бусинами по образцу.
Бусинки даны разной формы, разного цвета и разного размера. Трудность состояла в том, чтобы уяснить все характеристики каждой фигуры и продолжить этот ряд последовательности. Данная работа выявила следующие результаты:8 учащихся – (66 %) правильно выстроили последовательность, соблюдая форму, размер и цвет, 2,- (16%) учащихся правильно выстроили, но допустили неточности, неправильно указали цвет, размер или форму, 2 ,- (16 %) учащихся не справились с поставленной задачей, не смогли дорисовать бусинки, это связано с быстрой утомляемостью, несосредоточенностью внимания.
Т.о., мы провели диагностику по трём уровням познавательного интереса: эмоциональная стабильность, интеллектуальные способности сосредоточенность и внимание, что позволило нам составить общую картину сформированности ПИ.(смотри приложение 8) Результаты диагностического этапа по определению степени познавательной активности показали, что:
Из 12 учащихся 52 %-обладают высоким уровнем сформированности ПИ.
24%- обладают средним уровнем сформированности ПИ.
24%- обладают низким уровнем сформированности ПИ.
Итак, можно сделать вывод, что процентное соотношение высоких показателей всегда превышало низкие показатели по определению и эмоциональной стабильности, и сосредоточенности внимания и интеллектуальных способностей, тем самым процентное соотношение между высоким уровнем сформированности ПИ в два раза превышает показатели среднего, низкого уровня, что говорит о благоприятном фоне развития всего класса, позволяющего вести работу по развитию познавательной активности учащихся.
Педагогические заметки:
Понятие ритмопластики в современной психологической литературе
По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «ритмопластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, в ...
Типы компьютерных тестов
В соответствии с моделью знаний, выделим три класса компьютерных тестов на знания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого. 1. Типы тестовых заданий по блоку «знания» — вопросы альтернативные ( ...
Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля
Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в с ...