Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Информация о педагогике » Основы правового воспитания дошкольников » Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует утверждению жизненных позиций дошкольника: он учится быть свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, поступки и мысли.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Подтверждена гипотеза о том, что процесс правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при соблюдении следующих условий, если:

работа по правовому воспитанию проводится систематически;

подобраны адекватные формы и методы работы по правовому воспитанию;

ведется совместная работа детского сада и семьи.

Это проявилось в повышении уровня знаний, потребности в нравственно-правовом образе жизни (жить по законам общества, его нормам и правилам), в уважительном отношении к себе и другому, в формировании нравственной рефлексии.

2. Анализ правовой и современной психолого-педагогической литературы позволил наметить план мероприятий нравственно-правового воспитания, которое рассматривается нами как организованное, целенаправленное, систематическое воздействие на личность ребенка-дошкольника для формирования правосознания, выработки навыков и привычек активного правомерного поведения, выполнения ими нравственных норм и правил поведения.

3. Исследование с применением методик, выявляющих представления о правах человека и нравственных нормах поведения у детей старшего дошкольного возраста, показало, что старшие дошкольники в целом имеют представления о таких понятиях как "право" и "обязанность". Однако очень часто они соотносят это понятие с физической силой ("кто сильнее, тот и прав") и ограничением действий. Дети старшего дошкольного возраста владеют некоторыми представлениями о правилах поведения: в детском саду, дома и обществе, знают, что надо быть внимательными, вежливыми, проявлять заботу к старикам и маленьким детям, уважительно относиться к окружающим. Однако имеющиеся у детей нравственные представления зачастую не реализуются в жизненной практике.

4. В исследовании определены условия, способствующие успешной реализации программных задач:

- четкое планирование воспитательно-образовательного процесса; систематичность предусмотренных мероприятий; наглядно-дидактическая оснащенность; хорошая теоретическая подготовка воспитателя; личностно-ориентированное общение воспитателя с детьми, создание партнерских отношений; применение коллективных, индивидуальных и подгрупповых форм работы с детьми; тесное сотрудничество всего педагогического коллектива и родителей.

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать свой выбор. Между тем, российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность.

Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план, следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

У ребенка обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

Подготовка ребенка к овладению правовой культурой и реализации своих прав является задачей всех социальных институтов воспитания: детского сада, школы, общественных объединений.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Интеллектуальные игры в обучении старшекласников
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учёными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. До сих пор в теории и практике существуют полярные точки зрения – от полного отрицания содержания воспитательной роли в игровой деятельности до крайнего её преувеличения ...

Особенности формирования организованной творческой среды в условиях детского сада
В формировании духовного мира ребёнка огромная роль принадлежит музыкально- театральному искусству. По словам В.А. Сухомлинского духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Музыка- язык чувств, а театр, по словам С.В. Образцова, - ...

Связь педагогики с другими науками
Определение области какой-либо науки имеет целью показать более четко ее специфику и очертить круг тех вопросов, которые призвана решать данная наука. Однако ни одна наука не развивается совершенно обособленно: ей приходится пользоваться данными других наук, брать на вооружение методы исследования, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru