Социо-культурная среда современной сельской местности

Страница 2

Вещественные элементы сельской культурной среды во всем их многообразии непосредственно воздействуют на духовный мир сельского жителя. В широком смысле слова сюда можно отнести и окружающую природу с ее широкими просторами полей, лесов и лугов, особенности сельских построек в виде отдельных усадеб в составе деревни. Все это, в том числе близость культурных учреждений, и многое другое определяет спокойный, размеренный ритм жизни, формирует особое мироощущение, отношение ко всей окружающей действительности, к другим людям и себе.

Существенное воздействие оказывают на человека сами социокультурные учреждения, технические средства и предметы культуры. В условиях села многое сделано для их развития. За весь предыдущий период были построены клубы, библиотеки, школы и различного рода внешкольные учреждения, созданы парки культуры и отдыха. В село пришло электричество, радио, телевидение и другие технические средства, население получило возможность приобретать книги, музыкальные инструменты и другие предметы культуры. Улучшились материально – техническое оснащение и условия деятельности. Но этого было крайне недостаточно, к тому же в 70-е годы в результате политики на укрупнение хозяйств оказались разрушенными многие образовательные и культурные учреждения.

В связи с переходом к рыночным отношениям на фоне экономического спада, разрушения коллективных форм деятельности и обнищания населения высветились и усугубились проблемы развития вещественных элементов культуры. Ситуация еще больше ухудшилась: здания в аварийном состоянии, многие и вовсе закрыты из-за отсутствия финансовых ресурсов или специалистов, их материально-техническая оснащенность не соответствует запросам населения. Низкий уровень материального благосостояния семьи не позволяет ей приобретать предметы культурного назначения – телевизоры и другую аппаратуру, подписываться на газеты, журналы, покупать книги, кассеты, произведения искусства. Однако справедливости ради следует сказать, что не во всех хозяйствах дело обстоит так уж плохо. Там, где действительно проводятся реформы, уделяется внимание и улучшению вещественных элементов культурной среды. Развиваются культурные, спортивно-оздоровительные подразделения, укрепляется их материальная база.

Социальный слой культурной среды села – это тесное взаимодействие традиционных, дошедших из глубины веков, и современных, рационально созданных человеком, элементов. В условиях сельской общины испокон веков складывались и передавались из поколения в поколение нормы и правила, определяющие жизнедеятельность. Они существовали в виде народных обычаев, традиций, образцов поведения, которые жестко, но негласно регулировали действия и поступки людей. Эти нормы и правила передавались устным способом в процессе самой деятельности и общения на уровне обыденного сознания. Они сохранились до наших дней в разной степени в различных регионах страны и продолжают функционировать в сельской культурной среде, воздействуя на ее личностные элементы через подсознательные структуры.

К личностным элементам культурной среды относятся отдельные люди, различные группы и общности. Их духовный мир зависит от социально – профессиональных, возрастных и других особенностей. Сегодня довольно сложная социальная структура сельского населения. Кроме крестьянства, в селах проживают сельскохозяйственные рабочие, интеллигенция, служащие сферы бытового обслуживания, инженерно – технические работники, фермеры, арендаторы, коммерсанты и другие. Все они в совокупности образуют социокультурную общность, объединенную в пределах небольшой территории. Именно социально – территориальная общность является для жителя села ближайшей культурной средой. Она определяет особенности жизнедеятельности, мотивы действий и поступков, влияет на мировоззрение и поведение, формирует потребности и интересы, ценностные ориентации, весь духовный мир личности. Чем более сплочена эта общность, тем сильнее совпадают мнения и оценки, крепче нравственные позиции людей, что, в свою очередь, способствует соответственному отношению к труду, побуждает к повышению образования и культуры.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Типы дыхания
Верхнее дыхание известно также под названием «ключичного»; или «клавикулярного». Участвует только верхняя часть легких, при вдохе поднимаются ребра, ключицы и плечи. Люди, страдающие астмой, одышкой, носящие тугие пояса, обычно прибегают к верхнему дыханию. Его можно преднамеренно вызвать, втянув ж ...

Тревога и её изучение
На ранних этапах научной психологии изучаются разновидности страха, в то время как в психотерапии, которой приходится иметь дело со стойкими страхами при функциональных нарушениях психики, появляется термин «тревожность», чаще понимаемый как длительное диффузное и неспецифическое состояние, причина ...

Основные категории педагогики
Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru