Социо-культурная среда современной сельской местности

Страница 3

В воздействии культурной среды на личность особое место в селе принадлежит молодежи, интеллигенции, квалифицированным специалистам. Это наиболее динамичные группы сельского населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Они более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности.

В последние годы все ярче проявляется тенденция обособления социальных групп по возрасту, уровню образования, характеру деятельности. Выделяется молодежь, ориентирующаяся на городскую культуру, и старшее поколение, являющееся носителем культурных традиций. Между ними все больше теряется преемственность. Молодежь обособляется в кругу своих сверстников, недооценивает советы старших, их знания, ценности, нормы и образцы жизни. А старшее поколение уже не решается учить молодых от растущего осознания собственного несовершенства, что приводит к постепенной утрате традиций народной культуры.

Ориентация на те или иные ценности во многом зависит от типа поселения. В крупном селе выше образовательный уровень и в целом культурный потенциал, больше интеллигенции и молодежи – носителей новых культурных ценностей, связанных с процессами преобразования. Кроме того, учреждения культуры создают возможности для проникновения сюда городской культуры. Но в то же время именно в крупных сельских поселениях из жизни и быта вытесняется этническая культура и ее место занимает массовая. Традиционные формы культуры заполняют вакуум в малых типах поселений, где особенно много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом.

Михайловой Л.И. были проведены исследования потребностей и интересов жителей сел Пермской области, а так же их отношений к народному художественному творчеству, к классическому и современному искусству. Как выяснилось, в селах сохранились и продолжают бытовать различные празднично – обрядовые формы народной художественной культуры. Это Масленица, что отмечают 84% респондентов; свадебные - 85%; похоронные и поминальные обряды – 77%; Пасха – 71%; Троица – 70%; рождение и крестины – 66%; рождественские праздники – 61% и другие. Известно, что праздники и обряды являются формой бытования народных песен, танцев, игры на музыкальных инструментах, фольклорного театра и многих видов декоративно – прикладного искусства. Именно сохранившиеся праздники и обряды во многом определяют бытование народных песен, частушек –81%; танцев и плясок – 64%; инструментальной игры – 63%. Из декоративно – прикладного творчества развиваются кройка и шитье – 76%; вышивка – 69%; узорное вязание на спицах – 68%; крючком – 54%, а также строительство домов – 67%; резьба по дереву – 64%; изготовление мебели и предметов быта – 48%. Народная художественная культура сохранилась в жизни и быту, что отмечают 53%. Однако большинство жителей видит изделия или слышит произведения по телевидению – 83%; по радио – 64%; на сценах учреждения культуры – 54%; на улицах и площадях – 46%. Эти данные свидетельствуют о приобщении респондентов в основном к вторичным формам народного творчества через их исполнение на сценических площадках, что трудно отнести к собственно фольклору, связанному с трудом и бытом.

Интересные данные получены о музыкальных предпочтениях жителей села. Среди слушателей музыки 54% предпочитают современную эстрадную, то есть массовую, песню и лишь потом народную – 46%. А вот поют прежде всего народные – 65%; популярные лирические песни прошлых лет – 49%; частушки – 45% и лишь 41% - современные эстрадные песни. Это обусловлено недостаточной доступностью прослушиваемых песен для исполнения, отсутствием певучести, что более характерно для народных и лирических песен. Другая картина наблюдается в отношении к танцам. Население смотрит самые различные танцевальные программы: народные, современные, бальные, танцы на льду. Процент ответивших колеблется от 42 до 44. Молодежь больше исполняет современные эстрадные, люди зрелого возраста – народные танцы и пляски. Данные исследования свидетельствуют о распространении в условиях села наряду с народной культурой современных видов жанров искусства, однако их возможности ограничены.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Историческое начало педагогической технологии
Когда педагог строит воздействие на ученика, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется пе ...

Значение личного примера руководителя, наставника в индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ОВД
Один из ведущих методов индивидуального воздействия - это личный пример руководителя, наставника. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний ...

Характеристика сформированности речевых функций у детей экспериментальной группы
Обследование звукопроизношения. В результате обследования звукопроизношения было установлено, что у всех дошкольников наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Оценка результатов: 3 балла – ребенок произносит звук правильно 2 балла – смазанное произношение звука, отмечаются искажения, за ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru