Обеспечение одновременной активности детей разного возраста в процессе обучения является следующим условием эффективного проведения общих занятий, рационального использования каждой минуты времени, отведенного для обучения. Многое зависит от того, как начинается занятие. В зависимости от возрастного состава детей и характера программного содержания это можно сделать по-разному: одновременно со всеми подгруппами или по подгруппам, начиная с детей более старшего возраста.
Сразу со всеми детьми начинают большинство занятий по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки, общая дидактическая игра "Чудесный мешочек" и др.). Целесообразность одновременного включения всех детей в такого рода занятия очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп и воспитатель может дать общие указания. При этом обучающие указания должны быть краткими и четкими. В одних случаях (чтение и рассказывание педагога, рассказывание детей по картинке и др.) воспитатель в двух-трех словах говорит о предстоящем занятии и предлагает всем послушать его рассказ, чтение или рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано; одновременно подчеркивается своеобразие цели для детей разных подгрупп (особенно важно выделить цель для более старших детей). На других занятиях (чаще всего по рисованию, лепке и другим продуктивным деятельностям) при одновременном объяснении темы, задач и способов действия надо постепенно раскрывать их некоторое своеобразие для детей разного возраста, начиная с малышей. Хорошо, если указания младшей подгруппе в какой-то степени являются составной частью последующего объяснения для старших. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу и до минимума сократить ожидание старшими детьми возможности приступить к работе.
Занятия, которые начинаются одновременно со всеми детьми, заканчиваются по подгруппам. Первыми (по истечении 10-15 минут) заканчивают младшие, затем через 5-10 минут завершают работу средние и старшие.
В тех случаях, когда на общем занятии предусматриваются разные темы для возрастных подгрупп, а также, если при общей теме младшие дети нуждаются в длительном, подробном объяснении. Продуктивными деятельностями называются рисование, лепка, конструирование и др., в результате которых получается материальный продукт в виде рисунка, поделки из глины, постройки.
Если такое занятие хорошо продумано и все заранее приготовлено, оно проходит спокойно и организованно. Дети 5-7 лет обладают довольно прочными навыками учебной деятельности, и, получив задание, они сразу приступают к самостоятельной работе, не мешая воспитателю объяснять задание младшим. Такая организация оправдывает себя не только на занятиях со всеми детьми, которые обычно бывают первыми в утреннее время, но и на некоторых вторых занятиях (по рисованию, конструированию) со средними и старшими детьми. Например, после перерыва к занятию по рисованию привлекаются вначале только старшие дети, которые получают новый материал, а через 5-7 минут в занятие включаются дети среднего возраста и со всеми проводится дидактическая игра или упражнение. Такие занятия заканчиваются почти одновременно, и, как правило, для детей каждого возраста удается обеспечить нужную дозировку длительности занятия.
Для успешного обучения детей разного возраста в условиях совместного занятия очень важно правильно руководить их деятельностью после обучающих указаний, обеспечивать активность всей группы и каждого ребенка в отдельности на протяжении всего занятия. Особенно это необходимо на занятиях, на которых усвоение знаний происходит главным образом в процессе речевой деятельности, наблюдения и слушания, без опоры на практические действия детей.
Важное значение в организации учебной деятельности детей разного возраста на совместных занятиях имеет постановка воспитателем общих заданий всей группе, но разной степени сложности для возрастных подгрупп. В зависимости от характера занятий и возрастного состава группы это достигается разными путями. На занятиях по ознакомлению детей с общим для всех объектом - предметом, явлением или его изображением - это практически выглядит так: на всем протяжении занятия воспитатель работает со всеми детьми, привлекая к ответам и действиям младших, средних и старших .
На занятии дети рассматривают фрукты и овощи. На вопрос, обращенный ко всей группе: "Что это?" - педагог спрашивает трехлетнего ребенка. Тот отвечает: "Помидор". О форме и цвете помидора отвечают 4-5-летние дети. На вопрос: "Всегда ли помидор красный? Какой помидор бывает красным? А какой зеленым?" - отвечают дети б-7 лет: "Спелый", "Несозревший". Действуя, таким образом, педагог естественно поддерживает активность всех детей и дифференцирует при этом степень умственной нагрузки в соответствии с возрастом: малыши при ответах опираются на конкретные знания, восприятие предмета, старшие демонстрируют понимание закономерности, например, между окраской и степенью зрелости овоща (программа ознакомления с природой предусматривает установление детьми такого рода связей).
Педагогические заметки:
Причины попадания семьи в группу риска
Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России св ...
Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...
Теоретические положения о понятии самовоспитания
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение ...