Методы воспитания творческой активности детей дошкольного возраста

Страница 3

На небольших листах бумаги дети предварительно рисуют ледяной дом, фигуру Деда Мороза, заснеженный лес. Эти рисунки являются как бы «этюдами» к созданию сюжетной композиции.

Для украшения ледяного дома, одежды Мороза Ивановича дети используют декоративные элементы, что вносит сказочность в изображение сюжета.

Таким образом, выполнение творческого задания часто, требует большой подготовки, в течение которой дети овладевают изображением отдельных фигур, предметов, умением передать их в сюжетной композиции. Воспитатель должен применять различные методические приемы - наблюдение и анализ натуры, ее описание, словесные указания, показ приемов изображения.

В процессе выполнения творческого задания педагогу приходится постоянно устанавливать связь новых задач с ранее усвоенными. Осуществление творческих заданий возможно, если дети овладели выразительными средствами, умением располагать рисунок на всем листе или в определенной его части, выражать связное содержание путем различного композиционного размещения предметов, персонажей.

Педагогические условия развития творческой активности детей.

Педагогические условия которые выделил В.А. Петровский так же как и само понятие условие является общенаучным и разными исследователями трактуется неоднозначно. В философском энциклопедическом словаре данное понятие трактуется следующим образом:

1. «условие - это категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать, развиваться не сможет. При этом сам предмет рассматривается как нечто обусловленное (зависящее), а условия как относительно внешние по отношению к предметному многообразию окружающего мира».

2. «условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что – либо (действие, результат), и от основания, которое является логическим условием следствия».

П.И. Третьяков считает, что педагогические условия это «необходимые обстоятельства, выполняющие роль правил, обеспечивающие нормальное протекание педагогической деятельности».

Д.В. Захарчук видит в педагогических условиях «содержательную характеристику компонентов, конструирующих педагогическую систему». В качестве ее компонентов ею выделяются: содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между педагогом и ребенком.

Для развития творческой активности необходимы следующие педагогические условия:

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка;

2. Опора на развитие психических процессов, в том числе мышление и воображение;

3. Опора на задатки ребенка;

4. Создание развивающей среды, используя разнообразный стимульный материал, технику изображения, различные методы и приемы в работе педагога.

Одним из основных условий развития творческой активности дошкольника является опора на развитие психических процессов, в том числе мышление и воображение.

Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Мы имеем в виду повседневную жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т. п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника.

Следовательно, опора на задатки ребенка - одно из важнейших условий развития детского творчества.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Видеометод как метод педагогической диагностики
Видеометод является разновидностью наглядных методов. В основе видеометода находятся экранные источники информации (фильмоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрир ...

Проблемы профессионального самоопределения молодежи в современных условиях
Такая ситуация актуализирует востребованность в нашем обществе различных форм профориентационной работы. Обозначенное направление работы стало активно развиваться у нас со второй половины восьмидесятых годов прошлого века, когда в крупных городах России были открыты центры профориентации молодежи, ...

Конспекты факультативных занятий «Четырёхугольники их свойства и признаки»
Применение знаний о свойствах четырехугольников при решении практических задач Цели: 1. Развитие мыслительной деятельности при решении практических задач по теме «Четырехугольники». 2. Развитие творческих способностей, логического мышления. 3. Формирование и закрепление комбинаторных навыков учащих ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru