Методы воспитания творческой активности детей дошкольного возраста

Страница 2

Иллюстративный материал может рассматриваться как одно из средств для получения образовательных знаний об объектах и явлениях, которые помогают детям в дальнейшем передать их в рисунке, лепке, аппликации.

В иллюстрациях к сказкам «По щучьему велению», «Сивка-бурка» и др. воспитатель обращает внимание детей на особенности старинной русской одежды (длинные кафтаны, широкий пояс, сапоги с каблуками, с загнутыми вверх носками и т. д.). Из книг о севере воспитатель знакомит детей с характером национальной одежды жителей Севера.

Одним из методов ознакомления с произведениями искусства является беседа. Опорные вопросы педагога помогают детям понять основные средства выразительности, которыми пользовался художник. В одном случае сосредоточивается внимание на цветовом решении, в другом - на приемах передачи предметов, в третьем - на композиционном построении.

Остановимся на вопросе о характере показа приемов изображения. Внимание воспитателя направлено на показ детям приемов передачи в рисунке, лепке, аппликации выразительных очертаний, линий, форм, что объясняется характером данного образа.

Показ приемов чаще всего имеет место на отдельных этапах выполнения детьми задания. Такая этапность особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте, так как дети могут опереться на прошлый опыт.

Показ приемов изображения при выполнении заданий детьми младшего и старшего дошкольного возраста приобретает некоторую специфику. Детям 2 – 3 лет приходится чаще показывать приемы изображения, чем детям 6 – 7 лет, что объясняется небольшим графическим опытом маленьких детей.

В младшем дошкольном возрасте мы говорим о формировании первичных форм творческой деятельности. В связи с этим овладение изобразительными умениями происходит в процессе введения детей в конкретную образную ситуацию. Дети 2 – 3 лет не просто рисуют штрихи, мазки, очертания форм, а передают ими явления окружающего.

Так, воспитатель может предложить нарисовать зайчат, обращая внимание детей на выразительность образа (зайчик пляшет, поднял ушки, зайчик веселый, пугливый и т. д.). Или на занятиях аппликацией малыши наклеивают фигурки цыплят. В процессе рассматривания работ дети обнаруживают, что расположение фигурок различное: один цыпленок клюет, другой бежит за жуком и т. д.

В заданиях для младшего дошкольного возраста, главное внимание направлено на образное отражение детьми окружающей действительности доступными им средствами выразительности: ритмом, цветом, линией.

Содержание творческих заданий для старшего дошкольного возраста охватывает такие явления, передача которых дает возможность вызвать у детей эмоциональное отношение к образу (явления, поражающие детей своей неожиданностью: первый снег, первая трава; цветовыми сочетаниями - город вечерний, город в тумане и т. д.). Некоторые задания строятся на сравнении различного колорита.

Творческие задания направлены на выполнение какой-то определенной задачи - передачу характера образа, на решение колористической или композиционной задачи. Вместе с тем в каждом задании не опускаются вопросы цвета, формы, композиции.

Тематика творческих заданий охватывает окружающую действительность, многие явления природы, мир сказочных образов.

Как же происходит соотношение творческих и учебных заданий? В основе лежит ряд факторов: специфика содержания творческого задания, степень его сложности, вид изобразительной деятельности, характер изобразительно-выразительных средств, которыми оно выполняется, уровень подготовленности детей.

В процессе сравнения соотношения творческих и учебных заданий по рисованию и лепке обнаружено, что количество занятий по лепке с учебной целью больше, чем по рисованию. Это объясняется тем, что добиться выразительности образа человека, животного в лепке дети могут при условии прочного овладения формой, пропорциями, постановкой фигуры на подставке, скреплением частей и т, д. Выразительность же образа в рисунке часто достигается колоритом, оригинальностью композиции, когда на первый план выступают самостоятельные поиски ребенком изобразительно-выразительных средств.

В младшем дошкольном возрасте трудно разграничить творческие и учебные задания, так как учебные задачи понятны детям в том случае, если они решаются на конкретном образном содержании.

Проведение творческих заданий требует различной подготовки; некоторые задания могут быть проведены в течение одного занятия, например рисование на тему «Моя мама». Этот образ настолько близок детям, что нет необходимости проводить предварительные занятия обучающего характера. Содержание задания вызывает у детей эмоциональный отклик. Поэтому каждый пытается по-своему изобразить маму. Дети рисуют разные по цвету и форме платья (мама - певица, мама - рабочая и т. д.).

Другие задания требуют более длительной подготовки. Так для рисования по сказке «Мороз Иванович» В. Одоевского можно выбрать один эпизод - встреча Мороза Ивановича с Машей. Большое внимание уделяется формированию замыслов у детей, выявлению характерных особенностей сказочного ледяного дома. С этой целью детям еще раз прочитывается отрывок с соответствующим описанием дома, показываются иллюстрации художника В. Конашевича. Накануне занятий можно выявить замыслы детей, спросить, какова будет композиция рисунка.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника
Исследование проводилось на базе детского сада №17 города Солигорска. В исследовании участвовало 20 детей старшей возрастной группы. Список детей: 1. Арсений А. 11.Полина М. 2. Егор А. 12.Глеб М. 3. Захар Б. 13.Валерия М. 4. Валерия Б. 14.Глеб Н. 5.Ирина Г. 15.Валерия М. 6. Алёша Д. 16.Данила Р. 7. ...

Патриотическое воспитание в школе
В последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в процессе воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспи ...

Организация форм работы с логическими задачами
Выше неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru