И, самые низкие показатели развития в данной группе детей (2,1 б), были выявлены у 20% обследуемых: у Софии Ч. и Миша М.
Что касается результата обследования неречевых и речевых функций, то здесь можно сказать следующее: прослеживается тесная взаимосвязь между неречевыми и речевыми функциями, поскольку неречевые функции создают базу для формирования речевых функций.
- Низкий средний балл получило обследование мелкой моторики (2 б), обследование артикуляционной моторики (2,2 б), и обследование звукопроизношения (2,3 б). Это можно объяснить тем, что развитие моторной сферы напрямую влияет на развитие звукопроизношения, а, поскольку, моторика детей развита плохо, то и в звукопроизношении мы наблюдаем несоответствие возрастным нормам.
-Низкие показатели развития звукопроизношения, тесным образом связаны с развитием фонематических процессов, которые, в свою очередь, так же имеют не высокие средние баллы. Это объясняется взаимосвязью звукопроизношения с фонематическими процессами: при нарушенном звукопроизношении у ребенка формируются неправильные кинестетические ощущения, которые приводят к нарушению акустического образа звуков, в результате чего, неправильными становятся и операции звукового анализа (это видно и в результатах сводной таблицы. Средний балл звукового анализа составил 2,4 б).
-При несформированности звукового анализа происходит дальнейшее недоразвитие лексического и грамматического строя речи. Импрессивная речь у детей развита лучше экспрессивной (2,6 б. и 2,2 б. соответственно). А раз экспрессивная речь у детей сформирована не в соответствии с возрастом, то в ней будут наблюдаться нарушения грамматического строя речи, что, в свою очередь приводит к ОНР различного уровня.
Вывод по главе II.
Исследуемая группа детей с псевдобульбарной дизартрией характеризуется наличием нарушений в реализации речевых и неречевых функций, полиморфным нарушением звукопроизношения, нарушении фонематических процессов, лексики и грамматики. Анализ и сопоставление результатов анамнестических данных показали, что анамнез детей отягощен. Нарушение развития вызвано различными факторами влияющими в пренатальный, постнатальный периоды. У всех детей отмечается органическое поражение ЦНС, что является диагностическим критерием псевдобульбарной дизартрии. Наличие патологии в черепно-мозговых нервах, приводит к нарушениям в речевой и неречевой сферах. Так, язык – его движения нарушаются, что приводит к нарушениям звукопроизношения, а это, в свою очередь, влияет на развитие фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи.
Полученные результаты обследования детей позволили сформулировать логопедическое заключение: ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия (у всех детей).
Педагогические заметки:
Педагогические условия формирования музыкального
тезауруса школьников средних классов
Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введе ...
Средства целостного педагогического процесса
Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции. Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. ...
Взгляд отечественной и зарубежной педагогики и психологии на исследования
мыслительных операций
ребенок мыслительный зрение педагогический По данным Ф.Р. Филатова мышление – это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений ...