Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения

Информация о педагогике » Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения » Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения

Страница 1

Мыслительные операции детей 6–7 лет с нарушениями зрения подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, как и мышление нормальновидящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменит его сущность. Отклонения в развитии мыслительных операций от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.

На развитие мыслительных операций ребенка оказывает влияние окружение, в котором формируется личность. Это и условия семейного воспитания и взаимоотношения с педагогами. Следовательно, на повышение эффективности психокоррекционной работы позитивно влияет, если в процесс обучения и воспитания детей включаются родители и педагоги. Коррекционно-развивающая работа проводится интенсивным блоком, одновременно с проведением консультаций с педагогами и родителями, что, на наш взгляд, существенно повышает ее эффективность.

Целью данного этапа исследования являлось развитие мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения.

Задачи развивающего эксперимента:

1) разработка программы по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения;

2) выявление педагогических условий для развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

При конструировании системы работы мы опирались на следующие принципы:

– системности, планомерности;

– учета возрастных и индивидуальных особенностей;

– принцип пластичности и доступности;

– учета объема и разнообразия материала.

Исходя, из обозначенных задач и принципов была подобранна последовательность выполнения различных видов заданий, в котором осуществлялось поэтапное формирование анализа и синтеза, обобщения и сравнения.

Реализация системы работы по формированию развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения предполагала:

– регулярность проведения занятий;

– осуществление специального коррекционного обучения.

Вся работа состояла из 12 занятий, которые проводились в течение шести недель по два раза в неделю, во второй половине дня. Форма организации занятий была групповой. Применялись дидактические игры, упражнения. Работа осуществлялась только с детьми экспериментальной группы и строилась поэтапно.

Развитие мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения осуществлялось в двух направлениях:

– коррекция выявленных недостатков в сфере операций анализа и синтеза;

– развитие способности к обобщению и сравнению.

В процессе работы по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения были выделены три этапа. Первый этап предусматривал формирование анализа и синтеза на невербальном материале. Детям предлагались следующие виды заданий:

– подбор парных карточек с геометрическими фигурами;

– деление геометрических фигур на части.

На втором этапе ставилась задача формирование анализа и синтеза на вербальном материале. Проводились следующие задания:

– выявление сходства и различия сюжетных картинок;

– анализ картинок с нелепым сюжетом;

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с использованием средств искусства
Для осуществления коррекционной работы была выбрана модель комбинированного занятия, впервые предложенная в работе Венгер А. А., Выгодской Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». Специфика комбинированного занятия заключается в том, что оно не объединено общей целью ...

Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических о ...

Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения вид ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru