Полученная информация анализируется и в зависимости от ситуации принимается следующее решение:
|
ситуация |
решение |
|
Сведения не подтвердились |
не ставить семью на учет |
|
сведения указывают на то, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации |
семья ставится на патронатный контроль с периодичностью посещений не реже 2 раз в год (совместно с УСЗН и органами опеки) |
|
сведения указывают на то, что семья относится к категории оказавшихся в социально опасном положении |
Семья ставится на учет в районе и сведения о ней передаются в РОВД, ПДН, органы опеки для организации комплексной и межведомственной работы с семьей. |
Реабилитационную работу с семьей можно строить по плану, согласованному специалистом с членами семьи, который разрабатывается периодически (ежемесячно, ежеквартально).
Например:
1. Семья:
- наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;
- разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами;
- установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации;
2. Образование, трудоустройство:
– помощь в трудоустройстве, содействие занятости;
– налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков.
3. Поведение:
– обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков.
4. Здоровье:
- содействие оздоровлению;
- помощь в организации лечения;
- поддержка интереса к здоровому образу жизни.
5. Личностное развитие:
– развивать положительные качества личности;
- формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.
6. Дальнейшие планы:
– разработать кратковременный план работы;
– выяснять эффективность реабилитационного процесса;
– постоянно встречаться с семьей.
Этап 3. Оценка эффективности работы.
Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т. к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.
Критерии выявления эффективности:
1. Соответствие поставленной задаче.
2. Стабильность положительной динамики.
3. Возможность прогнозирования положительного развития ситуации.
В случае высокой мотивации членов семьи, установки на помощь технологию работы с семьей «потенциальной группы риска» необходимо строить по следующим этапам:
1. Организационный:
– диагностика – проводится отбор семей, разделение по группам выявленных проблем;
– исследование – изучается сложность проблемы, степень необходимости вмешательства специалистов.
2. Проектный:
– моделирование карты развития семейных групп (по проблемам), где намечаются основные направления и методы работы с данной группой семей;
– разработка индивидуальной программы развития семьи – работа с каждой семьей индивидуально.
3.
Функциональный:
– адаптация – работа с семьей в сфере измененных межличностных отношений, социальной ситуации;
– кризис – принятие членами семьи нового статуса, переосмысление ценностей;
– реабилитационный – помещение ребенка в семейную воспитательную группу. организация терапевтической работы с членами семьи;
– постреабилиация – возвращение ребенка из семейной воспитательной группы, регулярный патронаж семьи.
4
. Контрольный:
– диагностика – проводится качественный анализ результатов проведенной работы, оценивается эффективность;
– перспектива – определение направлений и периодичности вторичной профилактики.
Данная схема предполагает взаимодействие органов социальной защиты, образования, здравоохранения, что позволяет не только повысить эффективность технологии «раннего вмешательства», но также повысить ее профилактический потенциал.
Очень важно, работая с семьей, не только определить и исследовать ее внутренние взаимоотношения, но также и систему контактов, окружение семьи.
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через которые ребенок усваивает основные социальные знания. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «семьями группы риска».
Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощь, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участие в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решений суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов.
Педагогические заметки:
Историческое начало педагогической технологии
Когда педагог строит воздействие на ученика, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется пе ...
Психологические основы творчества личности
Творческая личность, творческий человек, творец - эти слова очень часто употребляются не только в научной среде, в учебном процессе, но и в бытовой лексике. Это понятие небезразлично для каждого из нас, в какой-то мере оно применимо к каждому из нас. Родители и учителя хотят видеть в своих детях, в ...
Причины попадания семьи в группу риска
Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России св ...