Полученная информация анализируется и в зависимости от ситуации принимается следующее решение:
ситуация |
решение |
Сведения не подтвердились |
не ставить семью на учет |
сведения указывают на то, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации |
семья ставится на патронатный контроль с периодичностью посещений не реже 2 раз в год (совместно с УСЗН и органами опеки) |
сведения указывают на то, что семья относится к категории оказавшихся в социально опасном положении |
Семья ставится на учет в районе и сведения о ней передаются в РОВД, ПДН, органы опеки для организации комплексной и межведомственной работы с семьей. |
Реабилитационную работу с семьей можно строить по плану, согласованному специалистом с членами семьи, который разрабатывается периодически (ежемесячно, ежеквартально).
Например:
1. Семья:
- наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;
- разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами;
- установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации;
2. Образование, трудоустройство:
– помощь в трудоустройстве, содействие занятости;
– налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков.
3. Поведение:
– обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков.
4. Здоровье:
- содействие оздоровлению;
- помощь в организации лечения;
- поддержка интереса к здоровому образу жизни.
5. Личностное развитие:
– развивать положительные качества личности;
- формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.
6. Дальнейшие планы:
– разработать кратковременный план работы;
– выяснять эффективность реабилитационного процесса;
– постоянно встречаться с семьей.
Этап 3. Оценка эффективности работы.
Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т. к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.
Критерии выявления эффективности:
1. Соответствие поставленной задаче.
2. Стабильность положительной динамики.
3. Возможность прогнозирования положительного развития ситуации.
В случае высокой мотивации членов семьи, установки на помощь технологию работы с семьей «потенциальной группы риска» необходимо строить по следующим этапам:
1. Организационный:
– диагностика – проводится отбор семей, разделение по группам выявленных проблем;
– исследование – изучается сложность проблемы, степень необходимости вмешательства специалистов.
2. Проектный:
– моделирование карты развития семейных групп (по проблемам), где намечаются основные направления и методы работы с данной группой семей;
– разработка индивидуальной программы развития семьи – работа с каждой семьей индивидуально.
3.
Функциональный:
– адаптация – работа с семьей в сфере измененных межличностных отношений, социальной ситуации;
– кризис – принятие членами семьи нового статуса, переосмысление ценностей;
– реабилитационный – помещение ребенка в семейную воспитательную группу. организация терапевтической работы с членами семьи;
– постреабилиация – возвращение ребенка из семейной воспитательной группы, регулярный патронаж семьи.
4
. Контрольный:
– диагностика – проводится качественный анализ результатов проведенной работы, оценивается эффективность;
– перспектива – определение направлений и периодичности вторичной профилактики.
Данная схема предполагает взаимодействие органов социальной защиты, образования, здравоохранения, что позволяет не только повысить эффективность технологии «раннего вмешательства», но также повысить ее профилактический потенциал.
Очень важно, работая с семьей, не только определить и исследовать ее внутренние взаимоотношения, но также и систему контактов, окружение семьи.
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через которые ребенок усваивает основные социальные знания. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «семьями группы риска».
Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощь, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участие в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решений суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов.
Педагогические заметки:
Понятие «игровой метод» в обучении иностранному языку
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Д.Б. Эльконина, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на то, что игровая деятельность на уроке ...
Предпосылки, послужившие разработке содержания вариативной части учебной
программы
В решении проблемы совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных традиций физического воспитания, выявление новых источников для пополнения и обогащения существующего состава средств физического в ...
Содержание и методика занятий по трудовому обучению в
специальных дошкольных учреждениях
Занятия со старшими дошкольниками являются самым сложным периодом обучения труду. Это объясняется разнородностью состава детей по степени сформированности уровня трудовой деятельности. Поэтому перед нами в первую очередь стояла задача адекватной оценки состава дошкольников и их знаний и умений. В о ...