Модель разрешения проблем может осуществляться по следующей схеме:
имя клиента |
Сегодняшняя (актуальная) ситуация |
препятствия |
ресурсы |
желаемая ситуация (то же, что и цель) |
Каково Вам сейчас? Что причинят Вам неудобства? Как вы себя чувствуете? |
Что мешает изменить ситуацию? (прописываются все помехи) |
Каких ресурсов Вам не хватает, чтобы изменить ситуацию? Какие ресурсы уже имеются? |
Какой Вы хотите видеть свою ситуацию после решения проблемы? |
Цель должна быть сформулирована в положительно ключе, следует избегать слов «нет», «нельзя» «прекратить». Желательно употреблять «надо», «будет».
2. Сетевая диагностика включает исследование следующих параметров:
2. 1. Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления
– степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);
– материальное положение (источники доходов – постоянный или временный характер, доход на члена семьи);
– социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);
– психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);
2.2. Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация – причины, темп, от кого зависит разрешение);
2.3. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).
Все вышеуказанные данные фиксируются в:
– исторической карте.
Историческая карта позволяет найти ресурсы, которые имели важное значение в прошлом.
В нее могут включаться подобные вопросы:
Что представляла ваша жизнь на предыдущем этапе?
Каково было ваше окружение на предыдущем месте работы?
Кто был для вас наиболее значим, когда не было проблемы?
–
географической карте.
Географическая карта отражает мобилизационную готовность сети контактов в зависимости от географической дальности.
Пример географической карты:
наименование института |
Дальность расстояния | ||||
контакт не доступен |
длительная поездка |
требуется 1 день |
местный транспорт |
на расстоянии ходьбы | |
семья | |||||
родственники | |||||
друзья | |||||
работа | |||||
административные инстанции |
- биографической карте.
Биографическая карта отражает значимые события жизни. Причем их можно расположить как в хронологическом порядке так и в порядке значимости
Я _1 _2 _3 4 5 _…
– карте желаемого.
Карта желаемого преследует мотивационную цель. В нее могут быть включены подобные вопросы:
Каких перемен я жду от жизни? _
Могу ли я представить в этом случае свое окружение? _
К чему я стремлюсь? _
Как я могу достигнуть желаемого?
Что нового будет в моей жизни?
Педагогические заметки:
Взаимодействие школы и семьи в решении задач трудового воспитания
В современных условиях невозможно представить воспитание лишь в отдельной семье – изолированной от школы. Очень важно организовать процесс воспитания на основе взаимодействия семьи и школы. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения ребенка в разнообразные педагогически организованные виды обществ ...
Вариант механизма работы с семьями группы риска
Этап 1. Работа с микрорайоном - Выявление социальной ситуации в районе. Постановка проблемы. - Составление карты «социального риска» района включает в себя сбор информации о семьях. Например: Карта социального риска Выявлено _ семей, оказавшихся в социально опасном положении Проблемы семьи Количест ...
Начальные и средние школы
Обучение в основном обязательно для детей от 6 или 7 и до 15 или 16 лет, в зависимости от провинции, в которой они живут, и бесплатно до окончания ими средней школы. В начале 1990–х в Канаде было более 16000 начальных и средних школ с общим числом учеников примерно в 5,3 миллиона. В начале1990-х Ка ...