Речевая деятельность. Функции речи. Виды речи

Страница 1

Психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи – с позицией теории речевой деятельности. Сначала этот подход определился применительно в обучению русскому языку как иностранному (работа А.А. Леонтьева, И.А. Зимней и др.), а сравнительно недавно стал разрабатываться в методике обучения русскому языку как родному (работы В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, М.Г. Львова, А.Ю. Купаловой).

Что же понимается под речевой деятельностью? "Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом).

Из этого определения можно вывести признаки речевой деятельности.

Прежде всего речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей, следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнеров, т.е. того, кто обращается с высказыванием, и того (тех) кто его принимает (или будет принимать).

Сущность процесса и состоит для одного в создании (выдаче/ сообщения, для другого (других) – в его восприятии (приеме)). Вот почему речевая деятельность – процесс активный.

Целенаправленным он является потому, что, выступая в речевое общение, каждый из партнеров всегда движим определенными намерениями. Процесс речевого общения осуществляется с помощью языковых средств ("опосредован языком"), на его характер всегда накладывает отпечаток ситуация общения (задачи, условия, особенности партнеров), т.е. процесс "обусловливаемый ситуацией общения".

Таки образом, переформируя приведенное определение, М.С. Соловейчик отмечает, что речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

"Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность" (А.Н. Леонтьев). В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно – познавательная потребность - стремление, вступив в общение с другим человеком, что – то узнать или сообщить, попросить помощи или воздействовать, выразить свои чувства, эмоции, разделить подобной потребности и пробуждает человека начать что – то рассказывать или спрашивать, объяснять или доказывать, браться за перо или звонить по телефону, открывать книгу или газету. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает.

Сложность организации работы по развитию речи школьников состоит в том, что действия в условиях урока, организуя учебную работу, мы должны совершенствовать естественную речевую деятельность детей. Понятно, что "ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи. … Есть только один способ освободится от этого недостатка. Надо, чтобы у учащихся возникла потребность в коммуникации…".

Таким образом, первый методический вывод, который вытекает и психологической характеристики речевой деятельности состоит в следующем:

Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания выступить в речевое общение.

Второй методической вывод из характеристики речевой деятельности:

В реальной жизни человек создает высказывания при конкретных обстоятельствах, в определенных условиях, всегда кому – то его адресует. К соблюдению этих естественных правил нужно стремиться и при организации учебной речевой практики школьников: предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание того, и кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.

Речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства (если мы создаем высказывание), или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если мы принимаем сообщение). Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности. Речевой общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, т.е. речь – это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание – одно предложение, если нужно выразить только мысль, или текст, если мысль получает развитие. В качестве продукта при принятии сообщения вступает то умозаключение, к которому приходит человек в процессе восприятия мысли собеседника.

Результатом речевой деятельности можно считать в одном случае ответную реакцию (иногда и не выраженную словами), а в другом понимании или непонимании мысли, выраженной автором текста, собеседником.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Психолого-педагогические основы обучения
В рамках рассматриваемой проблемы так же представляется актуальным рассмотреть психолого-педагогические аспекты обучения для создания электронного учебного пособия. Одним из достоинств электронных средств обучения и, в частности, электронных учебных пособий, относят индивидуальный темп обучения. Ра ...

Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Большинство детей не любит очень натуралистические игрушки, предпоч ...

Обзор тестирующих комплексов
Тестирующие комплексы (электронные тестеры) являются наиболее распространенными электронными ресурсами проверки знаний. Легкость и простота их использования позволяют быстро оценить способности либо уровень знаний тестируемого. Классические тестеры представляют собой перечень вопросов по какой-либо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru