Все темы, изучаемые в 7-8 классе, были сгруппированы согласно родовых зависимостей, все вершины по отношению друг к другу являются родительскими или дочерними. Так, например, были выделены основные разделы геометрии:
· Аксиомы, определения, свойства, доказательства;
· Простейшие задачи на построение;
· Декартовы координаты. Оси координат;
Эти понятия являются родительскими по отношению ко всем остальным понятиям геометрии 7-8 классов.
Далее, используя логические связи, были выделены дочерние понятия для основных используемых. Так, например, Основные фигуры планиметрии является дочерним по отношению к понятию Аксиомы, определения, свойства, доказательства и в свою очередь имеет дочерними понятия:
· Свойства простейших фигур геометрии;
· Отрезок;
· Полуплоскость. Основные свойства расположения точек на прямой и плоскости;
· Полупрямая;
· Угол. Градусная мера угла;
· Прямые;
· Треугольник;
· Окружность;
· Четырехугольники;
· Параллелограмм;
· Прямоугольник;
· Ромб;
· Квадрат;
· Трапеция.
· И т.д.
Следует заметить, что учитель вправе сам выбрать методику преподавания по предложенному построению, например понятие Параллелограмм по сути может являться дочерним к понятию Четырехугольник, так как по определению в учебнике Погорелова А.В. «Параллелограмм – это четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны, то есть лежат на параллельных прямых», но мы вправе заметить и то обстоятельство, что здесь родительским понятием может являться и понятие Параллельные прямые, так как в определение используется и это замечание. То есть если у одного понятия будет два родительских, это приведет к цикличности, что противоречит нашей рассматриваемой структуре построения дерева. Значит, следует в определении выбрать основной фактор, то есть через что мы определяем понятие, и свойство, которое изменит основное родовое понятие и приводит к определяемому. В данном примере родителем является понятие Основные фигуры планиметрии, а понятия Параллельные прямые и Четырехугольник являются понятиями-братьями, это позволит учителю самому сориентироваться какое понятие для данного момента ему выбрать основным.
Каждое понятие в электронном учебном пособии оформлено в виде гипермедиа-страницы. В заглавии каждой гипертекстовой или гипермедиа-страницы публикуется имя соответствующей вершины иерархической структуры, являющееся элементом тезауруса. Указанный принцип регламентирует особенности построения всех остальных страниц электронного учебного средства. Все гиперссылки, предназначенные для навигации по учебному средству сгруппированы на экране в три основные группы. Первая из них содержит единственную гиперссылку на страницу, соответствующую вершине-родителю по отношению к данной вершине-странице. Вторая группа содержит гиперссылки на страницы, содержание которых уточняет или дополняет содержание текущей страницы, то есть вершины-потомки для которых данная вершина является родительской. Третья группа гиперссылок указывает на страницы, информация которых имеет такой же как и у данной страницы смысловой уровень, что соответствует вершинам-братьям в электронной иерархии.
Использование подобного принципа в автоматической генерации электронных средств обучения позволяет учащемуся легко ориентироваться в предлагаемой ему информации: изучая конкретный материал, он может в случае необходимости детализировать его, просмотреть описание аналогичных понятий или перейти к более объемлющему по смыслу материалу. Очевидно, что подобная методология работы с информацией нацелена на повышение индивидуализации процесса обучения. Оформление гипермедиа-страницы производилось с помощью приложения Microsoft Word.
Использование такой системы позволяет сократить время и затраты на разработку и использовать сам процесс подготовки учебника для самостоятельного обучения, одновременно поддерживая актуальность учебника и увеличивая его объём. Такая работа выгодно отличается от традиционной реферативной осмысленностью и практическим назначением конечного результата. Вместе с тем, при наличии полного материала по изучаемому курсу, такой учебник можно использовать как замену традиционному учебнику в классной и домашней работе. Такой учебник может быть также укомплектован и методическим материалом для учителя, который часто оказывается труднодоступен.
Педагогические заметки:
Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Единство и преемственность воспитательных воздействий в различных сферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной, так и вне её, в сфере семьи, ...
Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших
классов на уроках математики
Активизация мышления старших школьников на занятиях математики достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у учащихся интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направ ...
Педагогические условия эколого-экономического образования в учебной деятельности
младших школьников
Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, дела ...