Сущность понятия « школьная готовность» и её основные составляющие

Информация о педагогике » Подготовка детей в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения » Сущность понятия « школьная готовность» и её основные составляющие

Страница 3

Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям.

Готовность к новому образу

жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребёнка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном образовательном учреждении на занятиях и вне их.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки

к школе важно обратить внимание на интерес ребёнка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься.

Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы.

Проблема психологической готовности

к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.Л. Гуткина, Н.Г. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Г. Витцлак и др.).

Психологическая готовность

к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано. Происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми- учениками, рассказов взрослых о школе. Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому что мне купят ранец», и т.д. среди этих мотивов нет главного- мотива учения. Лишь появление таких мотивов сможет свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно.

Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной организации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты.

В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность

к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.

Это навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.

Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребёнку первый этап школьного обучения, усвоение школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе ещё не может обеспечить достаточно успешного включения ребёнка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приёме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, ещё не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр.

В тоже время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Психологическая готовность к школе

– это сложное образование, представляющее собой целую систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированность механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определённого типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определённого уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Задача и содержание трудовой деятельности в семье
Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком. Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, раци ...

Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства ...

Методы педагогической коррекции тревоги у детей с умственной отсталостью
Как мы уже сказали выше тревога является эмоцией, однако для того что бы скорректировать высокий уровень тревожности у детей с умственной отсталостью в степени дебильность необходимо проводить коррекционную работу в разных направлениях: корректировать эмоционально-волевую сферу ребёнка, его характе ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru