Сущность понятия « школьная готовность» и её основные составляющие

Информация о педагогике » Подготовка детей в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения » Сущность понятия « школьная готовность» и её основные составляющие

Страница 3

Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям.

Готовность к новому образу

жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребёнка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном образовательном учреждении на занятиях и вне их.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки

к школе важно обратить внимание на интерес ребёнка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься.

Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы.

Проблема психологической готовности

к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.Л. Гуткина, Н.Г. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Г. Витцлак и др.).

Психологическая готовность

к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано. Происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми- учениками, рассказов взрослых о школе. Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому что мне купят ранец», и т.д. среди этих мотивов нет главного- мотива учения. Лишь появление таких мотивов сможет свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно.

Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной организации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты.

В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность

к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.

Это навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.

Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребёнку первый этап школьного обучения, усвоение школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе ещё не может обеспечить достаточно успешного включения ребёнка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приёме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, ещё не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр.

В тоже время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Психологическая готовность к школе

– это сложное образование, представляющее собой целую систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированность механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определённого типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определённого уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Обучение различным видам чтения
Рассмотренные упражнения создают предпосылки для функционирования чтения как речевой деятельности. Однако для того чтобы учащиеся воспринимали его как определенную деятельность, соответствующую уровню их интеллектуального развития, необходимо соблюдать еще ряд условий. 1. Следует подбирать тексты, ...

Профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования
В широком смысле слова профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. Можно выделить три этапа в работе педагога ДО по профконсультации [7, c. 98]: 1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осозн ...

Воспитание экологической культуры личности
Стремительно развивающее­ся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, т ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru