Для решения проблемы мною используются проблемные задачи поискового и проблемного характера.
1. Задачи на противоположные высказывания одного человека. Например, при изучении темы урока по всемирной истории «Новая экономическая политика». В.И. Ленин резко осуждал принцип свободной торговли, а в 1921 году был принят НЭП, одним из принципов которого стала свободная политика.
2. Задачи на анализ фактов и события.
3. Задачи на оценку деятельности исторической личности.
4. Задачи на сравнение исторических явлений.
Все эти задачи решаются с помощью алгоритмов. Главная задача на этом этапе у учащегося – выбрать одно направление и доказывать правильность своего выбора. Для решения проблемных ситуаций я всегда пользуюсь историческими документами. Поэтому для учеников специального разработан алгоритм «Анализ текса документа» .
В группах с высокой мотивацией для решения проблемных ситуаций я часто использую исследовательский метод. С учётом функций этого метода организуется деятельность учащихся. В данном случае я использую два варианта. I вариант - учащиеся получают домашнее задание, в ходе которого проводят исследование, а затем используют его на уроке; II вариант - когда учащиеся прямо на уроке проводят исследование.
Часто на уроках использую презентации, которые помогают в решении проблемных ситуаций, а также на заключительном этапе, когда учащиеся делают выводы, приводят аргументы и защищают свою гипотезу. Для доказательств своей точки зрения учащиеся могут использовать алгоритм «умение доказывать».
Для организации проблемных уроков очень часто использую групповую форму обучения. Один из приёмов «Чувство локтя». Группа делится на несколько подгрупп, каждая из которых получает своё задание для подтверждения гипотезы. Создавая проблемную ситуацию, я направляю своих учеников на ее решение, организуя ее поиск. Таким образом, активно участвуя в поиске решения проблемы, учащиеся получают новые знания.
Педагогические заметки:
Педагогическое разрешение и создание конфликта
Конфликт – это всякого рода противоречие, возникающее между субъектами. Педагогический конфликт – это тоже противоречие между субъектами, но субъектами являются воспитатель и воспитанник. На основе противоречия осуществляется личностное развитие и развитие межличностных отношений. Различаются пусты ...
Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
Нередко в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребенка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в т ...
Характеристика особенностей подросткового возраста
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов с ...