Для решения проблемы мною используются проблемные задачи поискового и проблемного характера.
1. Задачи на противоположные высказывания одного человека. Например, при изучении темы урока по всемирной истории «Новая экономическая политика». В.И. Ленин резко осуждал принцип свободной торговли, а в 1921 году был принят НЭП, одним из принципов которого стала свободная политика.
2. Задачи на анализ фактов и события.
3. Задачи на оценку деятельности исторической личности.
4. Задачи на сравнение исторических явлений.
Все эти задачи решаются с помощью алгоритмов. Главная задача на этом этапе у учащегося – выбрать одно направление и доказывать правильность своего выбора. Для решения проблемных ситуаций я всегда пользуюсь историческими документами. Поэтому для учеников специального разработан алгоритм «Анализ текса документа» .
В группах с высокой мотивацией для решения проблемных ситуаций я часто использую исследовательский метод. С учётом функций этого метода организуется деятельность учащихся. В данном случае я использую два варианта. I вариант - учащиеся получают домашнее задание, в ходе которого проводят исследование, а затем используют его на уроке; II вариант - когда учащиеся прямо на уроке проводят исследование.
Часто на уроках использую презентации, которые помогают в решении проблемных ситуаций, а также на заключительном этапе, когда учащиеся делают выводы, приводят аргументы и защищают свою гипотезу. Для доказательств своей точки зрения учащиеся могут использовать алгоритм «умение доказывать».
Для организации проблемных уроков очень часто использую групповую форму обучения. Один из приёмов «Чувство локтя». Группа делится на несколько подгрупп, каждая из которых получает своё задание для подтверждения гипотезы. Создавая проблемную ситуацию, я направляю своих учеников на ее решение, организуя ее поиск. Таким образом, активно участвуя в поиске решения проблемы, учащиеся получают новые знания.
Педагогические заметки:
Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста
с ЗПР
Аппликация (в переводе с лат.- накладывание) – метод создания художественных изображений из разных фигур, форм, вырезанных из материала и наклеенных либо нашитых на соответствующий фон. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань. Различные ...
Характеристика учебников по русскому языку в аспекте применения наглядности
и характеристика учебников по русскому языку
С целью анализа наглядного материала, используемого в учебных пособий в начальной школе,мы проанализировали ряд азбук, действующих в начальной школе: В.Г.Горецкий «Русская азбука» учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы 2001 года, Азбука Н.В.Нечаева 2003 года, Азбука Бунеева ...
Из истории использования
искусства для обучения и лечения
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании ...