Описания технологии опыта

Страница 1

Ведущей идеей моего педагогического опыта является развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся.

Использую проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данной группе. Далее учитываю вариативность, то есть выбор определённого варианта проблемного подхода к изучению материала, который отвечает уровню подготовленности групп. В тех группах, где наблюдается высокий уровень мотивации учащихся к обучению создаётся проблемная ситуация, и учащиеся под руководствам педагога их разрешают и делают выводы. В группе с более низкой мотивацией при объяснении материала используются проблемные вопросы. Часто провожу уроки исследовательского характера, которые являются самыми сложными. При проведении проблемных уроков я использую следующие методы: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский и частично-поисковый методы. А так же мной используются средства: учебник истории, обществоведения, исторические документы, статистические факты, справочная литература, материалы периодической печати и другие средства массовой информации.

Специфика проведения уроков с использованием проблемного обучения приводит к изменению его структуры:

Проблемная ситуация ®проблема®выдвижение гипотез®поиск способов их решения®решение проблемы.

Проблемный метод требует большой затраты времени. Поэтому я применяю его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материалы предыдущего урока актуализируются сами по себе.

Для создания проблемных ситуаций я использую следующие возможности:

1. Тема урока должна быть актуальной, современной. Например, изучая сущность сталинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения некоторых её положений, пусть даже не в чистом виде, в современном экономике.

2. Привлечение на уроке вместо стандартного дидактического материала эпиграмм, песен, частушек. Например, при изучении темы урока по всемирной истории «Внутренняя политика СССР в 20-30-е годы ХХ в» для создания проблемной ситуации можно использовать слова из песни «Широка страна моя родная».

3. Сознательный выбор эффекта бумеранга. Я использую такое изложение материала, которое может вызвать критику со стороны учащихся или могу специально допустить ошибку, объясняя материал.

4. Использование фактов, идей, вызывающих удивление.

Например: Почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников?

5. Использование отрывков из речи известных людей.

6. Создание ситуации конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например, при изучении темы « Внешняя политика СССР 20-30-е годы 20 века» Почему долгие годы советское руководства отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

При создании проблемной ситуации я использую прием «Рассуждение на исторические темы». Он требует от преподавателя подбора таких заданий, которые направляли бы учащихся на рассуждение, приводили бы к определённым выводам. Например, события, происходящие в международной политике в межвоенное время, повлияли на ход истории и неуклонно вели к новой, более страшной войне. Можно ли было избежать II мировой войны, если бы могущественные европейские государства проводили иную международную политику?

Можно использовать при создании проблемной ситуации можно использовать приём «я уже знаю». Он включает в себе возможность актуализации прежних знаний.

Итак, тема урока становится проблемной, и начинается поиск решения проблемы, надо выдвинуть гипотезу. На этом этапе либо преподаватель сам выдвигает гипотезу, либо предлагает это сделать учащимся. На следующем этапе необходимо решить проблемную ситуацию и доказать либо опровергнуть выдвинутую версию.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Организация и проведение диагностического обследования. Анализ результатов
К моменту поступления детей в школу, существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим менее развитым - только методики, рассчитанные ...

Цели деятельности социального педагога
Социальный педагог – специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает ...

Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих
Для более глубокого понимания взаимодействия компонентов данной системы необходимо исследовать феномен патриотизма, представляющий собой системно-комплексное качество личности, имеющее сложную структуру. Как уже отмечалось, патриотизм законодательно закреплен для военнослужащих как необходимое проф ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru