Методология, методы и логика педагогического исследования

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Методология, методы и логика педагогического исследования

Страница 2

Теперь рассмотрим педагогическое исследование в его движении, в динамике, как процесс перехода от не­знания к знанию. Для этого придется пользоваться неко­торыми весьма общими категориями, в первую очередь главными из тех, которыми характеризуется любая дея­тельность: цель, средства, результат. Кроме того, пона­добятся понятия общенаучного уровня: эмпирическое опи­сание, теоретическая модель (общее представление об из­бранном объекте исследования), нормативная модель (общее представление о том, что нужно делать с объектом, чтобы максимально приблизить его к научно обоснован­ному представлению о нем) и проект (конкретные нормы деятельности, рекомендации для учителя, составителя учебников и т.д.). Пользуясь этой терминологией, пока­жем основные этапы и процедуры, характеризующие логи­ку педагогического исследования.

Движение начинается с постановки цели. Цель — это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить, ка­ким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства. Для ис­следователя это — методы и процедуры научного позна­ния. Намечая логику своего исследования, ученый формули­рует ряд частных исследовательских задач, направленных на получение промежуточных результатов. Эти задачи в своей со­вокупности должны дать представление о том, что нужно сде­лать, чтобы цель была достигнута.

Чтобы представить обобщенную логику педагогического исследования в наиболее кратком и доступном виде, изобра­зим его как последовательность переходов от эмпирического описания педагогической действительности, как она представ­ляется исследователю в первом приближении, к ее отображе­нию в теоретических моделях и в нормативной форме (в нор­мативных моделях).

Любое педагогическое исследование непосредственно или опосредованно, в конечном счете, является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельности. Пе­реход от отображения педагогической действительности к ее преобразованию в структуре научного обоснования можно представить как процесс формирования ряда теоретических и нормативных моделей педагогической действительности в их взаимосвязи.

Научное исследование соответствует своему назначению, если носит опережающий характер по отношению к педагоги­ческой практике, позволяет преобразовывать и совершенство­вать ее. Чтобы опередить и улучшить практику, педагогика должна использовать все богатство человеческой культуры, общественной практики, социального опыта в целом, отраже­ние этого опыта в научном знании. Это относится и к построению теоретических и нормативных моделей в отдельно взятом педагогическом исследовании. Моделирование осу­ществляется посредством абстрагирования.

Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

Первый шаг в отображении педагогической действитель­ности — эмпирическое описание. В эмпирическом описании отражаются факты. Это могут быть знания о фактах эффектив­ности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, об успеш­ности или неуспешности работы отдельных учителей или пе­дагогических коллективов по новым учебникам и т.п.

Затем на основе знаний из области философии, педагоги­ки, психологии и других наук создается теоретическое пред­ставление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель I). После этого создается мысленно конкретное представление о нем (теоретическая модель II). Далее исследователь переходит к созданию нормативных мо­делей, воплощающих знание о том, какими должны быть пре­образованные участки педагогической действительности, усо­вершенствованная педагогическая деятельность и — в общем виде — что нужно сделать, чтобы эту деятельность улучшить.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи
Рассуждение - функционально-смысловой тип речи, логической основой которого являются «каузальные (причинно-следственные) отношения между явлениями (на основе умозаключения)», с функцией обоснования признака, действия, оценочного состояния, возможности, долженствования, необходимости . Функция рассу ...

Особенности фонетических нарушений речи дошкольников
Многие ученые пришли к выводу, что для того, чтобы речь развивалась нормально, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, слух, зрение, обладать достаточной психической активностью и потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окруж ...

Образование как открытая общественно-государственная система
Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функ­циями производства и воспроизводства для обеспечения прогрес­сивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным типом инс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru