Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование

Страница 2

Оптимизация педагогического процесса через совершенствование межличностных отношений предполагает:

создание модели субъект - субъектных отношений (оптимальный вариант тип отношения "взрослый - взрослый");

переход на личностно - ориентированное общение, развитие личности через педагогическое общение, уважение личности;

создание возможности свободного общения детей и учителей во всех сферах деятельности;

приоритет педагогики сотрудничества;

организацию разносторонней совместной деятельности;

творческую атмосферу и благоприятный психологический климат.

Совершенствование межличностных отношений, поиск оптимального варианта взаимодействия участников педагогического процесса предполагает и новые подходы к управлению коллективом. Необходимо перестроить психологию учителей, сформировать новое педагогическое мышление, развить творческий потенциал. Невозможно изменить технологию обучения, не меняя характера отношений между учителем и учеником, администрацией и педагогическим коллективом. Только взаимодействие всех уровней, интеграция усилий всех участников педагогического процесса может привести к желаемым результатам.

Учителя школы стремятся сделать процесс обучения личностно-ориентированным. Зная особенности каждого ребенка в классе, учитель обеспечивает развитие и саморазвитие личности, представляет каждому ученику, опираясь на его особенности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Учителя умело подбирают учебный материал, определяют средства и методы так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предмету, объему изучаемого материала.

Личностно-ориентированный подход позволяет педагогам не просто давать знания, но и развивать индивидуальные способности, вырабатывать духовные и интеллектуальные качества, через организацию на уроке познавательной, коммуникативной, творческой, исследовательской, игровой деятельности. Суть данного подхода понимается учителями как признание ученика главной действующей фигурой всего педагогического процесса. Несомненно, это ведет к гуманизации отношений. Учитель доброжелательно относится к ученику независимо от его успехов и достижений, поощряет индивидуальный рост, оценивает деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения. В школе считается недопустимым формирование отрицательной оценки личности за отдельные недостатки, поведение. Гуманизация понимается педагогами как оптимистическая вера в ребенка, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности. Именно поэтому девизом работы учителей стало высказывание С. Смайлса: "Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера".

Для диагностирования межличностных отношений используются различные тесты и анкеты. Например, для исследования взаимоотношений между учащимися используется метод социометрии, целью которого является выявление межличностных отношений в классе. Чтобы определить характер взаимоотношений между учителями и учениками, необходимо определить стиль управления педагога, для этого имеются различные тесты также.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике
Для того, чтобы прогрессивный опыт народной педагогики повсеместно работал на возрождение духовной и материальной культуры народов Дагестана, нужно оживить его во всех сферах народного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения: в семье и по месту жительства, в школе, дошкольных учр ...

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую ...

Из истории развития природной среды в условиях детского сада
Методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения. Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чешским п ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru