Гуманитарная подготовка студентов Читинского торгово-экономического колледжа выполняется дисциплинами гуманитарного цикла, предусмотренными стандартом среднего профессионального образования. Цель гуманитарной подготовки учащихся колледжа – единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития, саморазвития и самообразования личности будущего специалиста независимо от конкретной специальности. Основным направлением работы преподавателей гуманитарных дисциплин ЧитТЭК является сочетание усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций. Занятия по дисциплинам гуманитарного цикла проводятся в нестандартных, активных и интерактивных формах, нацеленных на формирование студента как субъекта учебной деятельности и воспитания его как личности, а также с использованием инновационных технологий реализации компетентностного подхода в обучении:
дисциплина «Философия»
тема «Смысл жизни» – ток-шоу;
тема «Научные познания» – урок – игра;
тема «Философия искусства – урок с использованием позиционной технологии;
дисциплина «Основы этики»
тема «Любовь как высшая моральная ценность» – урок – дискуссия
дисциплина «Экология»
тема «Проблема сохранения человеческих ресурсов» – урок – дискуссия
дисциплина «Английский язык»
темы «Основные особенности английского языка», «Продовольственные товары и их качественная характеристика» – уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий
тема «Магазины Великобритании и США. Деньги и валюта» – урок – конкурс «Валюта»
тема «Основы маркетинга» – интегрированный урок с использованием кейс-метода и информационно-компьютерных технологий
Главным видимым признаком использования компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла в ЧитТЭК является переход от технологий трансляции знаний к активным технологиям, ориентированным на продуктивный творческий процесс.
Развитие современной экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует достижения нового качества образования, соответствующего требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, новой экономики. В этом контексте компетентностный подход позволяет:
перейти в профессиональном образовании от ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
«снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его);
поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости) в мире труда;
ориентировать деятельность выпускников на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций;
положить в основание образования стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач.
Учитывая все положительные характеристики компетентностного подхода, следует помнить, что речь не идет о быстром и тотальном переходе российского образования на компетентностно-ориентированное обучение. Но ряд позиций, отвечающих направлениям данного подхода, может реализовываться и сегодня, например, формирование информационных и коммуникативных способностей, обобщенных навыков культурного гражданского поведения, способов организации собственной деятельности, качественное усиление практически-продуктивной направленности обучения и др.
Продолжить внедрение в процесс профессионального обучения инновационных методов и технологий реализации компетентностного подхода.
Развивать совместную интерактивную деятельность студента и преподавателя, а также студенческие навыки рефлексии: преподавателю Л.Б. Тароевой разработать методические указания для студентов по созданию электронного языкового портфолио.
Председателю методической комиссии О.А. Цымбало продолжить работу по обобщению опыта использования активных и интерактивных методов обучения в Читинском торгово-экономическом колледже.
Педагогические заметки:
Специфика изучения иностранного языка в средней школе
Для учащихся средней ступени образования (5-9 классы) характерно развитие внутреннего внимания и активности, чему способствует правильное направление работы на начальной ступени. В равной мере можно говорить и о развивающемся произвольном внимании. Внутреннее произвольное внимание получает свое раз ...
Конспекты факультативных занятий «Четырёхугольники
их свойства и признаки»
Применение знаний о свойствах четырехугольников при решении практических задач Цели: 1. Развитие мыслительной деятельности при решении практических задач по теме «Четырехугольники». 2. Развитие творческих способностей, логического мышления. 3. Формирование и закрепление комбинаторных навыков учащих ...
Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших
школьников с ЗПР
Экспериментальное исследование проводилось в ИП «Центр семьи и детства “Умка”» города Новый Уренгой. В исследовании приняли участие дети 4 А класса, в количестве 8 человек. Исследование включало в себя три этапа: 1 этап – констатирующий этап эксперимента; 2 этап – формирующий этап эксперимента; 3 э ...