Тревога и её изучение

Страница 2

Первой психометрически проверенной методикой измерения тревожности стала методика Тейлора (TMAS – Taylor Manifest Anxiety Scale) (1953), которая была составлена из 50 пунктов знаменитого уже тогда Миннесотского многомерного личностного теста (MMPI). Эти пункты (утверждения) были отобраны экспертами из 200 пунктов MMPI, как имеющие отношение к тревожности и обладающие наиболее высокой содержательной валидностью. Шкала TMAS многие годы была очень популярна и сейчас используется в различных модификациях для диагностики тревожности. Как отмечает Спилбергер, эта методика первично была предназначена не для измерения тревожности, а для измерения индивидуальных различий в мотивации или уровне побуждения так, как эти понятия трактовались в теории побуждения, основанного на эмоциях у Спенса – Тейлора. При этом предполагалось, что различие в уровне тревожности при выполнении учебных задач будет отражать различия в уровне побуждения, что и подтвердило конструктную валидность TMAS. В дальнейшем было обнаружено, что индивиды с высокими показателями по данной шкале реагируют более высоким уровнем тревожности в стрессовых ситуациях, но не в ситуациях отсутствия стресса.

На следующем этапе эмпирического изучения тревожности существенный вклад внесли Кеттел с сотрудниками, впервые использовав мультивариативную технику для измерения тревожности. Они просмотрели огромное количество опросников, рейтинговых шкал и физиологических показателей, предположительно относящихся к тревожности, и применили факторный анализ для изучения взаимоотношений между всеми этими показателями и ковариации во времени между различными показателями. На основе этого мультивариативного анализа последовательно обнаружились два различных фактора тревожности, обозначенные как тревожность-черта и тревожность-состояние.

Кеттел и Шайер разработали 40-пунктный Опросник шкалы тревожности – ASQ (Anxiety Scale Questionnaire) для оперативного стандартизированного измерения индивидуальных различий по тревожности-черте, который позже был переработан и стал называться IPAT (Institute for Personality Assessment and Testing) Anxiety Scale, по названию института, основанного Кеттелом. Каждый пункт шкалы оценивался по трехбалльной системе: 0, 1 или 2. В частности, давались следующие альтернативы (при этом подчеркнуты варианты, по которым дается 2 балла):

Опросник дает единый показатель, который может варьировать от 0 до 80 и состоит из двух 20-пунктных под шкал (скрытая и открытая тревожность) и пять «компонентных» шкал по 2 – 6 пунктов в каждом для оценки различных аспектов тревожности (опасения, напряжение, эмоциональная нестабильность, низкий самоконтроль и подозрительность). Последние были рекомендованы лишь для исследовательских целей, и об их психометрических показателях мало что известно. Как мы видим, некоторые из этих утверждений ближе к характеристике состояния гнева, чем состояния тревожности.

Батарея тревожности IPAT, состоящая из 8 параллельных форм (8-PF), была разработана в том же формате, что и ASQ, для повторной диагностики изменений уровня как тревожности-состояния, так и тревожности – черты (подшкалы «Подверженность обычному раздражению», «Отсутствие уверенности в выполнении новых действий», «Честность в признании обычных слабостей», «Подверженность смущению»).

Примерно в то же время Цукерманом и его сотрудниками был разработан Список Эмоциональных Прилагательных (СЭП) – AACL (The Affect Adjective Check List) из 21 прилагательного, которые описывают наличие переживаний тревожности или ее отсутствия (спокойствие, радость) и оцениваются по 5-балльной Ликертовской шкале как ситуативно («здесь – и – сейчас»), так и в качестве черты (как это испытывается «обычно»); в последующем этот список был расширен до 34 прилагательных для оценки ряда других эмоциональных состояний – MAACL (The Multiple Affect Adjective Check List).

Тогда же создается 32-пунктная Шкала общей тревожности для детей – GASC (General Anxiety Scale for children), из которой на основе факторного анализа выделяются подшкалы – PASC (Personal Anxiety Scale), содержащая пункты о страхах личного вреда, и FASC (Family Anxiety Scale), содержащая страхи болезни, отделения и потери родителей. Эта шкала хорошо себя зарекомендовала (высокая надежность и конструктная валидность) во всех возрастных группах с 7 до 15 лет.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Понятие технологического образования
Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается. Культура имеет материальную и духовную формы. Материальная культура включает в себя совокупность ...

Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование
Образовательный процесс представляет собой многоплановую сферу взаимодействия. Это и собственно учебное взаимодействие ученика и учителя, и взаимодействие учеников между собой, и межличностное взаимодействие, которое по-разному может возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие. В настоящее врем ...

Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта
Основными компонентами трудовой деятельности являются общетрудовые и двигательные умения, работоспособность. Установлено, что для самостоятельного выполнения задания необходимы умения ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru