Но, пожалуй, наибольшую популярность приобрела методика самого Чарльза Спилбергера и его коллег – STAI (State-Trait Anxiety Inventory), которая при всей своей простоте оказалась психометрически наиболее надежным и валидным клиническим и исследовательским инструментом измерения тревожности, опирающимся как на представления Фрейда, так и на данные Кеттела и Шайера, а также на собственные исследования Спилбергера. В этой методике тревожность – эмоциональное состояние (S-Anxiety) понимается как неприятное, сознательно воспринимаемое чувство напряжения, опасения, нервозности и беспокойства, связанное с активацией вегетативной нервной системы. В свою очередь, тревожность – черта обладает характеристиками личностной диспозиции, которая предполагает индивидуальные вариации в склонности воспринимать широкий круг ситуаций как опасные и угрожающие. Предполагается при этом, что индивиды с высоким уровнем тревожности – как черты будут реагировать на воспринимаемые угрозы более частым и интенсивным подъемом в тревожность – как состояние, по сравнению с индивидами с низким показателем по тревожности – как черте.
В СССР STAI была хорошо известна благодаря русскоязычной версии, разработанной Ю.Л. Ханиным, однако до сих пор публикуемые в российской печати версии отличаются друг от друга или содержанием вопросов, или инструкциями, или (что еще хуже) способом обработки полученных данных. Одну из методик, адаптированную Немичным, вы можете изучить в приложении 1.
Прежде чем рассматривать уровень тревоги у детей с умственной отсталостью мы дадим общую характеристику детей с умственной отсталостью и психологическую характеристику эмоционально-волевой сферы детей-олигофренов.
Педагогические заметки:
Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной
семье
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: п ...
Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим кач ...
Перспективно-тематическое планирование факультатива. Определение места и значения
факультатива в профессиональной подготовке будущих специалистов
Проведение факультатива «Декорирование окон», предназначенного для будущих дизайнеров представляется нам достаточно актуальным на сегодняшний день. Современное общество России, живущее
в рыночном изобилии, стремится жить более красиво и комфортно. И текстильное оформление интерьеров завоевывает нов ...