Для реализации содержания педагогического процесса необходимы специальные средства, формы и методы. Метод - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Выбор метода зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Учитель отдаёт предпочтение тому или иному методу, исходя из оснащённости педагогического процесса, исходя из его способностей и ответственности. Разные педагоги - разные методы обучения, а в итоге и несравнимые по эффективности результаты в развитии детей. Метод состоит из приёмов. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод. Мы отдаём предпочтение всем методам, определённым в педагогике (наглядные, практические, словесные), а сочетание приёмов, составляющих эти методы, определяет сам педагог. Большую роль в педагогическом процессе мы отдаём практическим методам, так как в процессе практической работы, опыта или эксперимента дети учатся быть наблюдательными, получают практический опыт и, следовательно, более эффективно усваивают материал. Нельзя не признать значения и наглядных методам, так как у младших школьников развито наглядно-образное мышление.
В процессе обучения совместная деятельность учителя и учащихся осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, т.е. обличена в форму. Мы не отвергаем традиционно определённые формы: урок, внеклассные мероприятия, внеурочные мероприятия, экскурсия, индивидуальные, групповые и фронтальные занятия. Особое значение мы придаём экскурсии, индивидуальным и групповым занятиям. Экскурсия, как и практический метод, позволяет наиболее эффективно дать учащимся учебный, воспитательный и развивающий материал, позволяет ознакомить детей с достопримечательностями края, с природными ландшафтами, производственными предприятиями, с краеведческим материалом. Кроме того, нахождение на свежем воздухе благоприятно сказывается на физическом состоянии учащихся, а экскурсии в общественные места дают возможность для проведения воспитательных мероприятий (например, о правилах поведения). Индивидуальная форма обучения позволяет продвигаться учащимся в индивидуальном темпе, соответствуя своим особенностям и способностям. Групповые занятия помогают детям сплотиться, научиться слушать других и помогать друг другу, научиться совместно находить ответ на вопрос, сделав ответ достижением группы.
Результатом эффективного педагогического процесса в начальных классах являются личности со сформированным умением учиться.
Педагогические заметки:
Движущие силы и механизм самовоспитания
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природ ...
Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что уровень развития те ...
Какие стороны работы университета требуют совершенствования
Накануне Нового года президент Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Документ предусматривает сокращение численности сотрудников органов внутренних дел до 1 января 2012 года на 20%. В связи с этим некоторые СМИ сообщи ...