При выполнении комплекса упражнений, направленных на умение жонглировать мячом ("Восьмёрка", "Маятник" и др.), можно использовать ритмичную музыку, желательно имеющую музыкальный размер 4/4. Например: 1 куплет-ведение правой рукой, припев - ведение с низким отскоком, 2 куплет- ведение левой рукой и т.д.
В основной части урока, где происходит обучение владению техническими приёмами с мячом, целесообразно использовать музыкальное сопровождение только по мере нарастания утомления и падения физической работоспособности учащихся или при многократной отработке того или иного технического приема. Вызываемые музыкой положительные эмоции в сочетании с непроизвольной регуляцией ритма выполняемой работы снимают усталость.
Так, в частности, можно использовать музыку при совершенствовании навыков быстрого ведения мяча с изменением направления движения или ведении с обводкой, например: счёт 1 - 3 - высокое ведение, счёт 4 - 6 -низкое ведение или счёт 1-3 - среднее ведение, счёт 4 - 6 - низкое ведение мяча. В этих случаях музыкальное сопровождение должно подбираться с четким ритмом и ясно выраженным мелодическим рисунком.
В основной части урока можно использовать упражнения общей физической подготовки, координационной способности, прыгучести. Можно использовать круговую тренировку под музыку или игру по станциям, например: музыкальный отрывок 1 - упражнения на пресс; музыкальный отрывок 2 — прыжки на скакалке; музыкальный отрывок 3- приседания; музыкальный отрывок 4 - отжимания и др. Включается музыка – выполняется работа на станции, заканчивается музыка - происходит переход к другой станции.
Учебная игра в баскетбол с использованием быстрого ведения с изменением направления движения и передачи мяча одной рукой от плеча производится без музыкального сопровождения.
В заключительной части урока с игровой направленностью также может использоваться музыкальное сопровождение. Музыка должна соответствовать задачам заключительной части урока, успокаивать и восстанавливать силы занимающихся.
В заключительной части урока проводятся упражнения на растягивание, дыхание, в расслаблении, аутотренинг и др. Музыкальное сопровождение характеризуется медленным темпом, тихим и умеренным звучанием, что позволяет снятию физического и психоэмоционального напряжения у учащихся и способствует переход в более спокойное состояние, позволяет настроиться на следующий урок. Подведение урока и задание на дом осуществляется без музыки, в обычных условиях.
Аналогичным образом учитель может планировать и проводить уроки с применением музыки и по другим спортивным играм из школьной программы - волейболу, гандболу, футболу.
В школе №2 г. Перми проводился опрос учащихся 6 - 7х классов, где проводились уроки по физической культуре с игровой направленностью как под музыкальное сопровождение, так и без него. На вопрос: " Какие уроки вам больше нравятся: с применением музыкального сопровождения или без неё?" 90% учащихся отдали предпочтение урокам с использованием музыки.
Применение музыкального сопровождения на уроках по спортивным играм помогает бороться с монотонностью, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений и ускоряет овладение техникой движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладение техникой движений.
Целенаправленно используемая музыка на уроках по физической культуре в школе будет эффективна, если придерживаться следующих правил:
- музыка, подобранная к отдельным частям урока, должна способствовать решению задачам урока;
- темп и ритм музыкального сопровождения подбирается соответственно темпу и ритму выполняемых упражнений;
- музыкальное сопровождение должно подбираться соответственно возрасту учащихся;
Педагогические заметки:
Анализ и интерпретация эмпирических данных
В нашем исследовании принимали участие родители детей 6а класса, сами учащиеся и учителя. После проведение анкеты «Поощрение и наказание» мы получили следующие результаты: 1. На вопрос – часто ли вас наказывают? – было дано 59% отрицательных ответов; «время от времени» - 25%; и, наконец, «часто» да ...
Основные элементы развития профессиональной компетентности педагога в
образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Для достижения учащимися запланированных образовательных результатов педагоги должны решить следующие задачи: обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.); способствовать ...
Компьютерные телекоммуникации в школьном курсе информатики
Любая система образования – это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образ ...