Следует учитывать, что первые три стадии ребенок должен пройти в раннем детстве (до 3 – 4 лет), а в дошкольном возрасте – две последние стадии.
В период дошкольного детства происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания.
«У ребенка фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и воспроизведения)», – подчеркивает О.В. Правдина. Развитие фонематического слуха происходит в соответствии с закономерностями формирования любой сложной психической деятельности; в начале его развития ребенок, слушая речь, фиксирует внимание на артикуляции говорящего и сам повторяет услышанное. К 4 годам в норме заканчивается становление правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто. К этому возрасту ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
Нижегородская группа дефектологов под руководством Л. С Сековец также отмечает, что у детей 5-летнего возраста должен быть достаточно хорошо развит фонематический слух, звуковой анализ слов, интонационная выразительность.
Таким образом, ученые, изучающие звуковую сторону речи, приходят к выводу, что в старшем дошкольном возрасте дети в полной мере овладевают не только речевым слухом, но и специальными действиями звукового анализа слов, всеми речевыми и коммуникативными системами. Однако, для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходима организованная систематичная работа.
Педагогические заметки:
Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного
детства
Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает за потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет ...
Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля
поведения гиперактивных подростков
Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центр ...
Общая характеристика эмоций
Все с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем чере ...