Этапы становления фонематического слуха у дошкольников

Информация о педагогике » Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи » Этапы становления фонематического слуха у дошкольников

Страница 1

Работа по развитию у ребенка тонкого фонематический слуха и правильного звукопроизношения невозможна без знания общих закономерностей развития речи, этапов ее формирования и осознания звуковой стороны языка. Авторы книги «Основы логопедии» Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева и Г. В. Чиркина считают, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней его жизни.

Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом особенностей, которые необходимо четко представлять для правильной диагностики нарушений речи.

На этапы становления речи детей в целом указывало немало ученых: Ф.А. Сохин, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, А. И. Максаков и другие.

Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи детей различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего 2 этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи [5].

А. Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в развитии речи детей: подготовительный (до 1 года), преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет), дошкольный (до 7 лет) и этап школьного обучения.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается слуховой контроль над собственным произношением. Иными словами формируется фонематический (речевой) слух, обеспечивающий восприятие звуков родного языка.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных-согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких-глухих, мягких-твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом, и только слухом». Итак, ребенок начинает со слуховой дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин) .

Р.Е. Левина выделила следующие этапы развития у ребенка осознания звуковой стороны языка.

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произносит ребенок неправильно, искаженно. Он одинаково реагирует как на правильно произнесенные слова, так и на слова, произносимые так, как он сам не произносит.

На третьем этапе происходит решающий сдвиг. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся язык звуков. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.

На четвертом этапе возникает преобладание новых образцов восприятия звуков. Однако еще не вытеснены предшествующие формы. Ребенок еще узнает неправильно сказанные слова, но активная речь достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок перестает узнавать неправильно сказанные слова, у него формируются тонкие слуховые образцы слов и отдельных звуков.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Анкетирование как метод педагогической диагностики
Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". Этот метод характеризуются одним ведущим признаком: с его помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. В отличие от др ...

Общая характеристика эмоций
Все с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем чере ...

Метод коррекции через труд
Прежде чем описывать сам метод коррекции через труд, мы бы хотели описать трудовое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида. Трудовое воспитание детей в специальной коррекционной школе VIII вида. Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание уча ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru