Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи

Информация о педагогике » Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи » Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи

Страница 4

Г. С. Швайко, О. Терехина, Ю. Рязанцева и многие другие в своих работах представили большое количество игр, помогающих развить у ребенка фонематический слух

В книге «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В. И. Селиверстова собрано большое количество известных и практикуемых в дошкольных учреждениях игр для развития детской речи. Сборник является пособием для логопедов и результатом упорного труда сотрудников кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Ученые уже в течение ряда лет заняты поисками путей наиболее эффективного соединения процессов коррекции недостатков речи у детей с задачами их обучения и воспитания.

Немалое внимание авторы уделили и развитию у детей фонематического слуха, отобрав для этого игры, в которых дети упражняются в нахождении звука в словах, различении сходных по звучанию звуков, составлении слов с определенным количеством слогов. Предложенные игры активизируют словарь детей и обучают их слоговому анализу слова. Но, по словам В. И. Селиверстова, приступать к развитию фонематического слуха следует лишь тогда, когда у детей уже сформировано слуховое внимание и речевой слух.

О. Терехина, заместитель по учебно-воспитательной работе в Московском международном юношеском центре культуры и бизнеса, наряду с вышеперечисленными ее коллегами использовала в своей практике игровые моменты, направленные на развитие фонематического слуха и формирование звукового анализа. По мнению О. Терехиной, именно такая форма работы позволяет закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи. Дидактические игры способствуют познавательной активности детей, улучшению произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку.

Учитель-логопед из Санкт-Петербурга Ю. Рязанцева тоже является сторонницей использования игр в работе с детьми. Она разработала дидактические игры, закрепляющие у детей умения выполнять фонематический анализ слова, определять место звука в слове, делить слова на слоги и другие умения, необходимые для совершенного овладения фонематическим слухом.

Итак, проанализировав отечественные издания и исследования последних лет по проблеме воспитания звуковой культуры речи, можно подчеркнуть, что проблемой воспитания звуковой культуры речи занималось немало педагогов, логопедов, исследователей. В своих работах каждый из них нашел свой подход, изучив конкретную задачу звуковой культуры речи: воспитание речевого слуха, интонационной выразительности. Большое внимание уделяется воспитанию фонематического слуха и восприятия у дошкольников, отмечается его роль в правильном звукопроизношении.

Наблюдается осознанный, заинтересованный подход современных авторов к значимости данной проблемы, практикоориентированность и эффективность предложенных методик.

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические заметки:

Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора
Так как в фольклоре имеет место сотворчество множества певцов и рассказчиков, то на первый план выдвигается не только отдельные изменяющиеся произведения – результат работы многих людей, но и то общее, что объединяет отдельные произведения в группы – жанры. Особенности жанра сохраняются каждым твор ...

Применение интерактивных методов на уроке зарубежной литературы
Каким же образом нужно строить учебу, чтобы процесс познания стал интересным для учеников? Один из путей является внедрением в педагогическую практику интерактивных методов. Они способствуют не только получению знаний, но и еще в большей степени, навыков, умений. Важны не поиск единственно правильн ...

Видеометод как метод педагогической диагностики
Видеометод является разновидностью наглядных методов. В основе видеометода находятся экранные источники информации (фильмоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрир ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru