Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи

Информация о педагогике » Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи » Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи

Страница 4

Г. С. Швайко, О. Терехина, Ю. Рязанцева и многие другие в своих работах представили большое количество игр, помогающих развить у ребенка фонематический слух

В книге «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В. И. Селиверстова собрано большое количество известных и практикуемых в дошкольных учреждениях игр для развития детской речи. Сборник является пособием для логопедов и результатом упорного труда сотрудников кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Ученые уже в течение ряда лет заняты поисками путей наиболее эффективного соединения процессов коррекции недостатков речи у детей с задачами их обучения и воспитания.

Немалое внимание авторы уделили и развитию у детей фонематического слуха, отобрав для этого игры, в которых дети упражняются в нахождении звука в словах, различении сходных по звучанию звуков, составлении слов с определенным количеством слогов. Предложенные игры активизируют словарь детей и обучают их слоговому анализу слова. Но, по словам В. И. Селиверстова, приступать к развитию фонематического слуха следует лишь тогда, когда у детей уже сформировано слуховое внимание и речевой слух.

О. Терехина, заместитель по учебно-воспитательной работе в Московском международном юношеском центре культуры и бизнеса, наряду с вышеперечисленными ее коллегами использовала в своей практике игровые моменты, направленные на развитие фонематического слуха и формирование звукового анализа. По мнению О. Терехиной, именно такая форма работы позволяет закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи. Дидактические игры способствуют познавательной активности детей, улучшению произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку.

Учитель-логопед из Санкт-Петербурга Ю. Рязанцева тоже является сторонницей использования игр в работе с детьми. Она разработала дидактические игры, закрепляющие у детей умения выполнять фонематический анализ слова, определять место звука в слове, делить слова на слоги и другие умения, необходимые для совершенного овладения фонематическим слухом.

Итак, проанализировав отечественные издания и исследования последних лет по проблеме воспитания звуковой культуры речи, можно подчеркнуть, что проблемой воспитания звуковой культуры речи занималось немало педагогов, логопедов, исследователей. В своих работах каждый из них нашел свой подход, изучив конкретную задачу звуковой культуры речи: воспитание речевого слуха, интонационной выразительности. Большое внимание уделяется воспитанию фонематического слуха и восприятия у дошкольников, отмечается его роль в правильном звукопроизношении.

Наблюдается осознанный, заинтересованный подход современных авторов к значимости данной проблемы, практикоориентированность и эффективность предложенных методик.

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические заметки:

Положительные и отрицательные стороны использования компьютерных программ на уроках
Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной обучающей машиной. Он применяется в обучении всевозможным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения. Вне зависимости от марки, мо ...

Предпосылки, послужившие разработке содержания вариативной части учебной программы
В решении проблемы совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных традиций физического воспитания, выявление новых источников для пополнения и обогащения существующего состава средств физического в ...

Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности
Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъектив ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru