Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи

Информация о педагогике » Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи » Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи

Страница 3

Эту форму работы авторы используют с детьми на протяжении нескольких лет. Прежде чем начинать работу над постановкой сказки, необходимо провести большую предварительную работу по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи.

Взяв за основу схему по работе над формированием интонации в стихотворениях, предложенную А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко, был составлен алгоритм.

Например, работая над стихотворением А. Введенского «Песенка машиниста», педагог сначала читает его, а затем вместе с детьми обсуждает, почему стихотворение прочитано именно так: первая часть - очень тихо и медленно, а вторая - громче и постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами манеру исполнения частей стихотворения. После детального обсуждения каждого четверостишия стихотворение читается снова; только после этого детям предлагается повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла.

В дальнейшем для работы над стихотворениями используются различные интонационные схемы.

Спектакли детей были записаны на видеокассету, поэтому дети смогли со стороны оценить свою игру, обсудить ее достоинства и недоработки.

Исходя из результатов вышеперечисленной методики, можно сделать следующие выводы, касающиеся не только задачи интонационной выразительности, но и, непосредственно, воспитания речевого слуха детей:

• Несмотря на некоторые недочеты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения - плавными и согласованными с речью.

• Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.

• Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педколлектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей.

• Кроме того, в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация звуков, речь детей становится более выразительной и в свободной деятельности, и на занятиях, а это, безусловно, поможет им в школе.

По словам Ю.П. Азарова, технология, и отношения, и развитие личности – все в педагогическом мастерстве должно быть пронизано игрой.

Эффективность использования игр в развитии речи детей доказана многими учеными: Г.С. Швайко, Н.С. Селиверстовым, М.Г. Генинг и Н.А. Герман, Ю. Рязанцевой, О. Терехиной и многими другими педагогами-исследователями.

М.Г. Генинг и Н.А. Герман большое внимание уделяют играм для развития фонематического восприятия, без которого невозможно правильное произнесение звуков. Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию. В своей книге «Обучение дошкольников правильной речи» в работе над звукопроизношением и фонематическим восприятием авторы рекомендуют применять цветовые сигналы. Они убеждены, что сочетание речевых упражнений с выставлением цветовых сигналов вносит в занятие игровой момент, вызывает у детей интерес к занятию. Цветовое обозначение звуков условно, но оно должно быть постоянным.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru