Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи

Информация о педагогике » Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи » Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи

Страница 3

Эту форму работы авторы используют с детьми на протяжении нескольких лет. Прежде чем начинать работу над постановкой сказки, необходимо провести большую предварительную работу по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи.

Взяв за основу схему по работе над формированием интонации в стихотворениях, предложенную А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко, был составлен алгоритм.

Например, работая над стихотворением А. Введенского «Песенка машиниста», педагог сначала читает его, а затем вместе с детьми обсуждает, почему стихотворение прочитано именно так: первая часть - очень тихо и медленно, а вторая - громче и постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами манеру исполнения частей стихотворения. После детального обсуждения каждого четверостишия стихотворение читается снова; только после этого детям предлагается повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла.

В дальнейшем для работы над стихотворениями используются различные интонационные схемы.

Спектакли детей были записаны на видеокассету, поэтому дети смогли со стороны оценить свою игру, обсудить ее достоинства и недоработки.

Исходя из результатов вышеперечисленной методики, можно сделать следующие выводы, касающиеся не только задачи интонационной выразительности, но и, непосредственно, воспитания речевого слуха детей:

• Несмотря на некоторые недочеты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения - плавными и согласованными с речью.

• Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.

• Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педколлектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей.

• Кроме того, в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация звуков, речь детей становится более выразительной и в свободной деятельности, и на занятиях, а это, безусловно, поможет им в школе.

По словам Ю.П. Азарова, технология, и отношения, и развитие личности – все в педагогическом мастерстве должно быть пронизано игрой.

Эффективность использования игр в развитии речи детей доказана многими учеными: Г.С. Швайко, Н.С. Селиверстовым, М.Г. Генинг и Н.А. Герман, Ю. Рязанцевой, О. Терехиной и многими другими педагогами-исследователями.

М.Г. Генинг и Н.А. Герман большое внимание уделяют играм для развития фонематического восприятия, без которого невозможно правильное произнесение звуков. Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию. В своей книге «Обучение дошкольников правильной речи» в работе над звукопроизношением и фонематическим восприятием авторы рекомендуют применять цветовые сигналы. Они убеждены, что сочетание речевых упражнений с выставлением цветовых сигналов вносит в занятие игровой момент, вызывает у детей интерес к занятию. Цветовое обозначение звуков условно, но оно должно быть постоянным.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Обучение просмотровому чтению в 7м классе средней школы
Исследования в области возрастной психологии позволяют утверждать, что школьники 7 и 8 классов обладают более зрелым мышлением, нежели ученики 5-6 классов. Семиклассники и восьмиклассники стремятся узнать причину тех или иных явлений, они не склонны так охотно принимать все на веру, как это было ра ...

Модель устоявшегося мышления формирования навыков
Это устоявшееся мышление основано на представлении о знании, как наивысшей ценности. В то время как во многих исследованиях «высказано мнение о том, что в долгосрочной перспективе эмоциональный интеллект является более значимым фактором успешного общения, взаимоотношений и лидерства, чем ментальный ...

Анализ результатов опытно-практической работы по определению форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Цель: произвести анализ результатов формирующего этапа опытно-практической работы по определении форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Итак, повторная диагностика показала положительную динамику по критерию "способность прилагать ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru