Исторический обзор развития специального образования в РФ

Информация о педагогике » Образование детей с нарушениями психофизического развития в России » Исторический обзор развития специального образования в РФ

Страница 3

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах «надомного» обучения.

По сведениям Минздрава и социального развития России в стране 4,5% или более 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии. Из них 382,5 тыс. в 2003/2004 учебном году посещали дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или специализированные группы ДОУ общего типа. 254327 детей обучались в 1956 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. В специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа обучались 26433 ученика с нарушениями интеллекта, 171966 учеников с задержкой психического развития, 5854 ученика с недостатками физического развития.

За последнее десятилетие в системе специального образования произошли следующие изменения: при увеличении общего числа образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии наблюдается сокращение контингента обучающихся и одновременно происходит увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах .

Данная ситуация объясняется следующими причинами:

a) действием 52 статьи Закона РФ «Об образовании», в которой говорится о праве выбора родителями (лицами их замещающими) образовательного учреждения и формы обучения их детей, экономическими причинами.

b) в связи с переходом на новый путь экономического развития в Российской Федерации.

В настоящее время, чтобы определить ребенка с тем или иным физическим недостатком в необходимое для него специальное (коррекционное) образовательное учреждение (по причине отсутствия нужного учреждения в своем субъекте федерации), следует на договорных условиях оплачивать его обучение и содержание органу управления образованием или непосредственно образовательному учреждению субъекта федерации, где имеется учреждение такого вида и, в котором есть свободное место.

По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 11 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15% из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, превышающую 60%.

Анализ состояния профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, проведенный специалистами федеральных и региональных органов управления образованием и социальной защиты, показывает, что на рубеже XX и XXI веков возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, изменением социально-экономического базиса страны, достижениями науки, техники и технологий, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования.

В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования. Этому во многом способствовала и проведенная 15 мая 2001 года коллегия Министерства образования Российской Федерации России «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов», на которой был принят целый ряд важных решений, направленных на расширение возможностей обучения в вузах страны лиц с ограниченными возможностями здоровья. Действенность коллегии можно оценить увеличением числа студентов-инвалидов в высших учебных заведениях. Если в 2001 году накануне коллегии по всем формам их обучалось чуть более 5400 человек в 259 вузах семидесяти двух субъектов Российской Федерации, то в 2002-2003 учебном году количество студентов-инвалидов уже составило более 14,5 тысячи человек. В 2004 г. – более 15 тысяч. (Для сравнения: в 1995 г. в вузах России обучалось всего 2,5 тыс. студентов-инвалидов).

В 2004 году в образовательных учреждениях среднего профессионального образования обучалось около 15 тысяч студентов-инвалидов, в образовательных учреждениях начального профессионального образования – 19,8 тыс.

По численности обучающихся инвалидов лидируют: единственный в мире специализированный вуз - Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (251 человек), Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (170 человек), Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена Санкт-Петербурга (146 человек) и Московский педагогический государственный университет (110 человек) и некоторые другие. В 2003-2004 гг. в 300 вузах министерства образования обучается 15 тыс. студентов – инвалидов, что составляет 0, 42% от общего числа студентов .

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Психофизиологические основы восприятия звуков
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает что ил ...

Организация форм работы с логическими задачами
Выше неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала ...

Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru