Речевая деятельность. Функции речи. Виды речи

Страница 3

а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу;

б) планировать содержание сообщения;

в) формировать собственные мысли и понимать чужие;

г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Характеризуя речевую деятельность, следует остановиться на ее видах.

Осуществляя общении, его участники как бы движутся навстречу друг другу: один выдает сообщение, т.е. строит высказывание, а другой его принимает.

При этом задача первого – решить, что хочешь сказать, най2ти соответствующие слова и сформировать мысль, а если надо, то и развить ее в тексте; задача второго оборотная: воспринять слова (а в устной речи еще и интонацию, окраску голоса, мимику), извлечь из них смысл и понять то, что хотел выразить собеседник.

Названный признак – характер направленности речевого действия "от мысли к слову" или "от слова к мысли"– это первое основание для выделения видов речевой деятельности.

Второе основание – форма речи: устная или письменная (а форма, в свою очередь, зависит от того, является ли общение непосредственным, контактом, или опосредствованием, дистантным, когда партнеры отделены друг от друга пространством или временем).

По указанным признакам выделяют четыре вида деятельности: говорении, слушание, письмо, чтение. Все четыре виды речевой деятельности актуальны для человека, всеми он должен хорошо владеть, следовательно, все они должны быть предметом внимания при обучении в школе.

Выделение видов речевой деятельности, отличающихся своей спецификой, подсказывает еще один, пятый вывод:

Решая задачу совершенствования речевой деятельности младших школьников, следует учитывать существование четырех видов речевой деятельности и направлять умения на обучение каждому из них.

Мы рассмотрели, что такое речь и речевая деятельность, теперь рассмотри виды речи, которые называет М.С. Львов.

В речевом общении участвуют, как минимум, двое: говорящий или пишущий отправитель речи, коммуникатор) и слушающий или читающий (адресат речи, перципиент).

В диалоге, т.е. речи двоих или нескольких, роли "говорящий – слушающий" все время меняются: в монологе смены нет, но адресат речи всегда подразделяется, иногда это сам говорящий (диалог с самим собой).

Неозвученная или неописанная речь - это внутренняя, или мысленная речь, так сказать, речь для себя (играющая, кстати, огромную роль в сознательной жизни человека).

Речь, таким образом, подразделяется на внешнюю, т.е. речь для других и внутреннюю для себя.

Речь внешняя и внутренняя служит важным средством формирования личности человека. В последние десятилетия изучается такой феномен, как "языковая личность", т.е. совокупность всех знаний, умений и предпочтений в области языка (языков) у данного человека, в нашем случае – у ученика начальных классов, в его онтогенезе и филогенезе, индивидуально мили в историческом развитии людей.

Внешняя речь подразделяется по двум признакам: по критерию "отправителя" выделяются речь – говорение, т.е. выражение мысли в акустическом коде, с помощью звучащих комплексов – слов, их сочетаний (действие коммуникаторы);

Письмо, т.е. выражение мысли в графическом коде (при звуковом, точнее фонемном, письме – через посредство фонем);

По критерию "получателя" выделяются аудирование (слушание) – слуховое восприятие акустического потока, отправленного говорящим, и его понимание, т.е. сверка со смысловыми, фонемными эталонами, направленными в память ранее;

Чтение, т.е. зрительное восприятие графического ряда, написанного или напечатанного, и его понимание, т.е. соотнесение графических комплексов (слов, их сочетаний) через их фонемный состав с эталонами, хранящимися в памяти.

Этот вариант типологии видов речи может быть представлен в виде такой модели:

Говорение → аудирование

Письмо →чтение

Первая пара – это устная речь, или речь в акустическом коде.

Вторая пара – письменная речь, или речь в графическом коде.

Эти два вида речь различаются не только кодами (материальными знаками), но и другими свойствами: устная речь, в отличие от письменной, используется чаще всего в непосредственном, живом общении; поэтому устная речь сопровождается мимикой, жестами, в общении участвует вся окружающая обстановка, вест поток жизни; немалую роль во взаимопонимании играют интонации, паузы, другие невербальные (не словесные) средства. Всего этого письменная речь не имеет и восполняет частично этот недостаток знаками препинания, шрифтовыми выделениями слов и их сочетаний, а также описанием обстановки.

Устная речь чаще диалогичны, поэтому она эмоциональнее письменно, содержит много восклицаний, вопросов, эмпирических конструкций. Она менее строга по сравнению с письменной речью в отношении выбора слов и построение предложений.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Основные мыслительные умения учащихся
Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подх ...

Особенности детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении
Дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении – это дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и прояв ...

Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование
Образовательный процесс представляет собой многоплановую сферу взаимодействия. Это и собственно учебное взаимодействие ученика и учителя, и взаимодействие учеников между собой, и межличностное взаимодействие, которое по-разному может возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие. В настоящее врем ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru