Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:
привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
формирование элементарных представлений об окружающей среде;
формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;
формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия желательно сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически.
На первом месте в комплексной системе укрепления здоровья детей стоят занятия, которые помогают выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущения.
Накопление у детей двигательного опыта происходит при проведении праздников: зимних на воздухе, легкоатлетических со спортивными играми; "Веселых стартов" с элементами эстафет и соревнованиями на ловкость, скорость и выносливость; "Папа, мама, я - дружная семья", "Зов джунглей", которые обеспечивают возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на творчество.
В дошкольном учреждении планируется проведение всех видов занятий физическими упражнениями с детьми:
физкультурные занятия;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
физкультурно-массовые мероприятия (досуги, праздники и т.п.);
самостоятельная двигательная деятельность детей.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня должно опираться на суточный объем необходимых для дошкольников движений (в среднем 2,5 - 3 часа).
Вот пример планирования движений для детей подготовительной группы, составленного в соответствии с нормой их естественной потребности в движении:
утренняя гимнастика до занятий 8 - 10 мин.
физкультурные минуты на каждом занятии 2 - 4 мин.
игры и упражнения между занятиями 8 - 18 мин.
подвижные игры на прогулке 30 - 40 мин.
физкультурное занятие или занятие в сп. Секции 35 - 40 мин.
самостоятельная двигательная
деятельность с разными физкультурными
пособиями: утром, после завтрака,
на прогулке, после сна, на вечерней прогулке 50 - 60 мин.
бодрящие, коррегирующие,
тактильные гимнастики после сна 8 - 10 мин.
Очень важно, чтобы этот объем движений детей всячески поддерживался и контролировался.
Активный отдых детей может быть самым разнообразным. Для этого возможно применение различных средств. Однако, как показала практика, наиболее эффективны мероприятия, в основу которых положены подвижные игры. Игры в отличие от строго регламентированных движений всегда связаны с инициативой в решении двигательных задач и протекают в основном с эмоциональным подъемом, стимулирующим двигательную активность и отодвигающим возникновение утомления.
Педагогические заметки:
Классификация игр. Виды и функции игр
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально “под этот” материал. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей на три большие группы: - игры с готовыми “жесткими” правилами; - игры “вольные ...
Характеристика учебников по русскому языку в аспекте применения наглядности
и характеристика учебников по русскому языку
С целью анализа наглядного материала, используемого в учебных пособий в начальной школе,мы проанализировали ряд азбук, действующих в начальной школе: В.Г.Горецкий «Русская азбука» учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы 2001 года, Азбука Н.В.Нечаева 2003 года, Азбука Бунеева ...
Использование игры
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную дея ...