Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность»

Информация о педагогике » Компетентностный подход к построению педагогического процесса » Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность»

Страница 2

Компетентности обозначены первыми двумя буквами: ОК – общекультурные, УП – учебно-познавательные, И – информационные, К – коммуникативные, СВ – социального взаимодействия.

Одним из пунктов анализа было выявление значимости каждого из четырех компонентов, рассматриваемых в каждой из пяти профессиональных компетентностей, в процессе освоения учебной дисциплины.

Выполненный анализ выявил большие потенциальные возможности дисциплины в формировании содержательной стороны ключевых профессиональных компетентностей в ее знаниевом компоненте.

Ориентация высшей школы на компетентностную модель профессиональной подготовки обусловлена качественными преобразованиями характера и содержания труда, что инициирует изменение роли самостоятельной работы в процессе обучения в целях профессионального мышления, мобильности и адаптивности будущих специалистов. Ее следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение, как процесс самопознания и самосовершенствования, способствующий планомерному переходу от учения к профессиональной деятельности. Организация самостоятельной работы, на основе компетентностного подхода, обеспечивает эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов при соблюдении комплекса педагогических условий. Это формирование мотивационного отношения студентов к самостоятельной работе посредством развития внутренней, внешней и процессуальной мотивации; проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач, решение которых позволяет осуществить планомерный переход от учебной деятельности к профессиональной; методическое обеспечение самоорганизации учебной деятельности студентов с использованием возможностей телекоммуникационных технологий, с обеспечением контроля за самостоятельной работой студентов, путем мониторирования процесса профессионального становления личности будущего специалиста.

Инновационная педагогическая и научная деятельность является одной из основных составляющих профессиональной подготовки. Она может быть определена как деятельность, направленная на совершенствование содержания профессионального образования на основе передовых научных технологий, идей и концепций, представленная единством мотивационного, когнитивного, деятельностного, эмоционально-волевого и информационного компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии эффективную педагогическую и научно-исследовательскую деятельности.

При этом важно отметить, что это потенциальные возможности, актуализация которых целиком зависит от преподавателя, его желания выполнить декларируемую законом «Об образовании» цель подготовки высококвалифицированного, социально и профессионально подготовленного специалиста.

Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании» (ред. 2002 года), где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…». В то же время и профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочивания является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у учащегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что профессиональные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности учащегося, но не ограничиваются только ими.

Введение понятия профессиональных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской образовательной системы, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Профессиональные компетенции предполагают усвоение учащимся не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

В комплексности профессиональных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учащимися. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников профессиональные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Векторные треугольники скоростей и перемещений в задачах
Кинематика изучает „геометрию” движения - математическое описание движения без анализа причин, его вызывающих. Другими словами, без выяснения вопроса, почему рассматриваемое движение происходит именно так, а не иначе, устанавливается математическое соотношение между его различными характеристиками, ...

Функции педагогической науки в медицинском образовании
Функциями (задачами) современной педагогики является научить студента проводить научное исследование (методика и техника социологического исследования), используя, в частности, такой приём, как учебное исследование, и развить умение доходчиво и ясно доносить до аудитории результаты своего научного ...

Внедрение новых образовательных технологий, как элемент повышения качества образования
Решение стратегической задачи совершенствования технологий повышения качества образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: 1) реализация ПНПО как механизма системных изменений и инновационных преобразований в регионе. Реализацию настоящих мероприяти ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru