2 группа – учащиеся быстро находят ответы, обнаружив общее правило.
Анализ отношений понятий (аналогия)
Даны 3 слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвёртое слово.
Например:
Песня : композитор = самолёт : ?
а) аэродром, б) горючее, в) конструктор, г) лётчик, д) истребитель
Функциональные отношения: песню сочинил композитор.
Ответ – конструктор (конструктор сделал самолёт).
Задания:
1) школа : обучение = больница : ?
а) доктор, б) ученик, в) лечение, г) учреждение, д) больной
2) песня : глухой = картина : ?
а) слепой, б) художник, в) рисунок, г) больной, д) хромой
3) нож : сталь = стол : ?
а) вилка, б) дерево, в) стул, г) пища, д) скатерть
4) паровоз : вагоны = конь : ?
а) поезд, б) лошадь, в) овёс, г) телега, д) конюшня
5) лес : деревья = библиотека : ?
а) город, б) здание, в) книги, г) библиотекарь, д) театр
6) бежать : стоять = кричать : ?
а) ползать, б) молчать, в) шуметь, г) звать, д) плакать
7) утро : ночь = зима : ?
а) мороз, б) день, в) январь, г) осень, д) сани
8) волк : пасть = птица : ?
а) воздух, б) клюв, в) соловей, г) яйцо, д) пение
9) холодно : горячо = движение : ?
а) покой, б) взаимодействие, в) инерция, г) молекула, д) бежать
10) слагаемое : сумма = множители : ?
а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение, д) деление
11) круг : окружность = шар : ?
а) пространство, б) сфера, в) радиус, г) диаметр, д) половина
12) светло : темно = притяжение : ?
а) металл, б) магнит, в) отталкивание, г) движение, д) взаимодействие
Эта методика направлена на выявление у учащихся умения определять отношения между понятиями или связи между понятиями:
а) причина – следствие;
б) противоположность;
в) род – вид;
г) часть – целое;
д) функциональные отношения.
Для изучения скорости протекания мыслительных процессов учащихся можно использовать метод, суть которого состоит в заполнении пропущенных букв в предложенных словах.
п – роз – р – оз – о – ок
к – сад – р – вот – а – а
р – как – м – ньк – н – а
г – ках – л – дк – ы – а
п – лек – в – рп – е – а
Учитель обращает внимание на то, сколько потребовалось школьнику времени на обдумывание каждого отдельного слова и заполнение пропущенных букв в каждом из столбцов в целом.
По предложенной методике было проведено обследование учащихся четвёртых классов одной из средних школ. В исследование были включены методики по выше приведённой программе:
1-й час: внимание – работоспособность, «Слова», исследование памяти, исследование саморегуляции;
2-й час: методики на исследование мышления (анаграмма, определение существенного, обобщение, классификация, аналогия, сравнение).
Получены следующие результаты:
Тест «Школа – учительница – мама» выявил сравнительно низкие речевые способности учащихся. К слову «школа» подобрано в среднем – 3,65 слова, к слову «учительница» подобрано – 3,6 слова, к слову «мама» – 3,7 слова. Слово «мама» является для учащихся более эмоционально значимым, важным по сравнению со словами «школа» и «учительница»
Результаты проведения теста «Саморегуляция»:
1 группа – учащиеся, которые успешно справились с заданием, составила 49 %;
2 группа – учащиеся начали выполнять задание хорошо, потом сбились – 43,5 %;
3 группа – учащиеся сбились в последовательности – 6,6 %;
4 группа – смогли сделать не более 2 строк – 1 %.
Эти результаты позволили сделать вывод о том, что у большинства учащихся саморегуляция сформирована для дальнейшей работы в среднем звене.
Тест «Внимание – работоспособность» показал, что только 35 % учащихся 4-х классов к концу обучения в начальном звене имеют среднюю и высокую работоспособность, произвольное внимание. Следует подчеркнуть, что это довольно низкий показатель.
Уровень памяти низкий у единиц (по 1 человеку в каждом классе параллели).
Тесты на развитие мышления показали, что логические операции мышления в недостаточной мере сформированы у учащихся четвёртых классов. Несколько лучше учащиеся выделяют существенное, обобщают, хуже выявляют отношения между понятиями (особенно такие, как причина – следствие, противоположность).
Педагогические заметки:
Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших
классов на уроках математики
Активизация мышления старших школьников на занятиях математики достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у учащихся интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направ ...
Характеристика современного урока русского языка
Организационное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучаю ...
Защита собственных проектов
Такие возможности обеспечивает метод „Защита собственных проектов”. Он направлен на активизацию умственных способностей ученика, формирования у него критического мышления, постижения в первую очередь себя как личности. Эффективность применения метода зависит от многих факторов: меры овладения класс ...